Цербер фото

Цербер фото

Цербер: легендарная трехголовая гончая подземного мира

В древнегреческой мифологии существует трехголовая собака по имени Цербер, которая охраняет вход в Аид, туманный и мрачный подземный мир, в который духам мертвых разрешено входить, но никому не разрешается уходить. В древнем мире собак часто изображали как диких животных, которые бросали вызов одомашниванию, бродили по улицам в стаях и собирали мусор на окраине города. В мифическом Цербере сочетались не только страшные качества древних собак, но он также представлял собой странный симбиоз нескольких существ и являл кошмарное зрелище.

Адская собака Цербер

В основе названия лежит греческое прилагательное kerberos, что в переводе обозначает «Пятнистый». Для греков Цербер был чудовищной трехглавой собакой или «адской собачкой» с хвостом змея, гривой, состоящей из змеиных голов и когтями льва. Трем головам придавалось символическое значение в виде прошлого, настоящего и будущего времен. По другим источникам, это символ рождения, юности и старости.

Самой сильной способностью Цербера был его взгляд, который был настолько ужасен, что любой, кто смотрел на него, был немедленно превращен в камень. Говорили, что у Цербера были острые, как бритва, зубы и ядовитый укус. Яд из его пасти капал на землю.

Родители-монстры

У этой адской собаки были еще более ужасающие родители. Отцом Цербера был Тифон — самый могущественный и смертоносный монстр в греческой мифологии. Огромный огнедышащий дракон, у которого, как говорят, были светящиеся красные глаза, сто голов и сто крыльев, олимпийские боги были в ужасе от него. Куда бы ни шел Тифон, он распространял страх и бедствие — его миссия состояла в том, чтобы разрушить мир, создавая препятствия на пути Зевса.

Цербер был порождением Ехидны – полуженщины, полузмеи, известной как «мать всех монстров». У нее были черные глаза, голова с туловищем были человеческими, а нижняя часть тела – змеиной. Древние греки считали, что она обитала в пещере и заманивали мужчин своим телом, а затем проглатывала их.

Цербер и Орфей

Главной задачей Цербера было сторожить Подземный мир и верно служить богу Аиду. Он обитал на берегу реки Стикс, находящейся на границе земного мира с подземным. Он охранял ворота Аида и препятствовал тому, чтобы мертвые убегали, а живые входили без разрешения его хозяина в Царство мертвых.

Прикованный к входным воротам Ашерона, еще одной реки, находящейся под землей, Цербер осматривал мертвых духов, когда они входили, и съедал любого, кто попытался бы вернуться без разрешения на землю. Но когда Орфей, знаменитый мифический музыкант, пробрался в Подземный мир, он смог усыпить при помощи своей лиры обычно бодрого и агрессивного Цербера.

Фракийский певец почитался в Греции. Он счастливо женился на нимфе Эвридике. Однажды она была укушена змеей и умерла. Орфей был настолько поражен этой утратой, что больше не мог петь и играть на музыкальных инструментах. И он решил отправиться в Царство мертвых, чтобы попытаться спасти Эвридику.

Музыка очаровала охранника

Его игра очаровала Харона, паромщика, который нес души мертвых через реку Стикс, и он согласился перевезти Орфея через реку, хотя тот и был живым человеком. Когда он столкнулся с Цербером, услышав божественное пение и игру на лире, трехголовое чудовище смиренно легло к ногам музыканта, после чего тот смог получить проход.

Аид и его жена Персефона вернули Эвридику Орфею при условии, что она будет идти за ним, но по дороге он ни разу не оглянется на нее. Незадолго до того, как они достигли поверхности, Орфей был настолько охвачен страстью, что повернулся, чтобы посмотреть на возлюбленную. Она была немедленно возвращена обратно в Подземный мир навсегда.

Адская собака против Геркулеса

Самая известная история о Цербере связана с получеловеком-полубогом Геркулесом, или Гераклом, с последним его подвигом. Тиринский царь Эврисфей потребовал, чтобы Геракл захватил и привез к нему Цербера живым. Правитель был уверен, что он не справится с этой невыполнимой задачей.

Властитель подземного мира Аид сказал мифологическому богатырю, что тот должен победить Цербера без дубины и стрел, тогда он отпустит их. Геркулес приложил всю свою силу, чтобы победить пса. Вскоре монстр устал, и, задыхаясь от чудовищного напряжения, наконец уступил Геркулесу.

Цербер — один из немногих монстров, которые когда-либо встречали Геракла и выжили. В отличие от других сверхъестественных животных, которые пересекали его путь, Цербер был благополучно возвращен в Аид по настоянию царя Эврисфея, который был сильно напуган его ужасным видом. Там адский пес возобновил охрану ворот в Подземный мир.

Цербер и другие адские псы в литературе

Цербер фигурирует во многих произведениях древней литературы, хотя изображение, сопровождающее мифологическое существо, часто отличается у разных авторов в разных культурах. Цербер появляется в «Божественной комедии» у Данте, охраняя третий круг ада, а не весь подземный мир. Это круг обжорства, и Цербер используется для олицетворения неконтролируемого аппетита.

Цербер также фигурирует во многих выдающихся литературных источников Древней Греции и Древнего Рима. Наиболее известные из них это «Симпозиум» Платона, где рассказывается история Орфея, «Илиада» Гомера, где описаны подвиги Геракла. А также в «Энеиде» Вергилия Цербер предстает при изображении Подземного царства.

В скандинавской мифологии есть эквивалент Цербера, там ад охраняет четырехглазая собака, которую зовут Гарм. Египетский бог Анубис, изображался в виде собаки, охранявшей гробницы и проводившей души в Подземный мир.

У некоторых авторов, например, у греческого поэта Гесиода и римского – Горация, имеется описание Цербера в виде монстра с пятьюдесятью или ста головами. В прочих мифах он выступает, как лев или волк.

Цербер – адский монстр или верный страж?

Цербер — страшный “адский” пёс, который был воплощением ужаса для любого смертного. Древние греки описывали этого монстра едва ли не с упоением – его облик был жутким и пугающим. Этот демонический сторож всегда находился на входе в подземное царство.

Но не стоит забывать, что Цербер был собакой, у которой имелся свой хозяин. Я заметила удивительную двойственность образа страшного мифического пса. С одной стороны, он кажется чудовищем, а с другой, напоминает любимого питомца и верного друга. Какой же он – истинный Цербер?

Как выглядел Цербер?

Цербер (или Кербер, как указывается в некоторых преданиях) был чудовищным псом, что охранял вход в потусторонний мир. В своей «Теогонии» Гесиод говорит, что родителями жуткой собаки были Тифон и Ехидна. Хочу заметить, что оба этих существа красотой не отличались, и рождение дитя жуткого вида было вполне предсказуемо.

Внешний облик пса из царства Аида внушал ужас всякому, кто видел его. В разных источниках указывается, что у монстра было две, три или более голов (тот же Гесиод указывает, что пёс имел 50 голов). На древних изображениях можно увидеть и другие жуткие детали внешности.

Например, хвост Цербера представлял из себя ядовитую змею, на некоторых фресках змеи видны на спине и голове пса. Иногда центральная голова его была львиной, что добавляло демонического в облик собаки.

Цербер - хранитель порядка в потустороннем мире

Цербер – хранитель порядка в потустороннем мире
© Zora Weir-Gertzog / zorawg.artstation.com

На службе в царстве мёртвых

Мифы рассказывали, что Цербер постоянно дежурил у входа и выхода царства Аида. Земля под его лапами становилась выжженной пустыней, а слюна, капающая с языка, являлась страшным ядом, убивающим всё живое. Пропустить в мир мёртвых Цербер мог лишь тех, кому следовало находиться там.

Чтобы умерший благополучно прошёл мимо мифического пса, в гроб с покойным древние греки клали медовую лепёшку, что помогала задобрить пса. А вот живые, как бы ни старались, не могли пройти мимо Цербера – так же, как и мёртвые души – выйти из потустороннего царства. Роль Цербера нельзя умалить, ведь он следил за порядком – как в мире живых, так и в царстве мёртвых.

Цербер был надёжным сторожем Тартара

Цербер был надёжным сторожем Тартара
© David Honz / davidhonz.artstation.com

Только представьте, что произошло бы, если бы умершие могли возвращаться и уходить по своему желанию, а живые с лёгкостью отправлялись бы в подземное царство. Древние греки осознавали, что между жизнью и смертью существует некая грань, что поддерживает гармонию. По сути, на страже этого закона и стоял Цербер.

Как пройти мимо Цербера?

Справедливости ради хочу отметить, что всё-таки некоторым людям, избранным героям, удавалось нарушить незыблемые принципы. Известно около 15 древнегреческих персонажей мифов, что смогли проникнуть живыми в царство Аида.

Например, Орфей, невероятно талантливый музыкант, сумел очаровать игрой на кифаре даже Цербера, что, поддавшись силе музыки, забыл о долге стража.

К иному ухищрению прибегла Кумская сивилла. Провидица использовала медовую лепёшку, которую бросила Церберу. Как и всякий пёс, он отвлёкся на угощение, пропустив живого человека в мёртвое царство.

Но, на мой взгляд, самое трудное задание выпало на долю знаменитого Геракла. Герой по требованию Еврисфея должен был вывести Цербера на поверхность земли. Чтобы выполнить это, Геракл отправился в подземное царство.

Там он встретил правителя мира мёртвых, бога Аида, к которому обратился с просьбой. Отдать на время Цербера Аид согласился лишь при одном условии – если человек сумеет одолеть его голыми руками.

Чаша «Геркулес и Цербер»

Чаша «Геркулес и Цербер», 1532 года, Италия
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Из собрания М.П.Боткина в Петрограде

К счастью, у Геракла с собой была шкура немейского льва, которую он набросил на себя. Она защитила его от зубов пса, после чего Геракл использовал свою могучую силу. Понимая, что над ним одержали победу, Цербер подчинился воле героя.

Уже подходя к поверхности земли, Цербер увидел солнечный свет. Он начал упираться, и Гераклу пришлось вновь укрощать его. Пена, падавшая изо рта пса, превращалась в траву аконит. Позднее именно это “зелье” будет использовать для колдовства Медея, одна из самых известных древнегреческих мифических волшебниц.

Питер Пауль Рубенс «Геркулес и Цербер»

Питер Пауль Рубенс «Геркулес и Цербер», 1636 – 1637 года
Картина аходится в музее Прадо в Мадриде, Испания

Образ мифического пса-стража

Цербер был верным стражем и надёжным другом своего хозяина, бога Аида. На многих изображениях властителя мира мёртвых он стоит рядом с трёхглавой собакой. Подобный образ можно увидеть и в индийских мифах.

Более того, имя Цербера может происходить от санскритского “сервера”, что обозначало одного из псов бога Ямы (а он тоже ассоциировался со смертью и иным миром). Не менее известна и собака-страж Гарма в скандинавской мифологии.

Цербер и его хозяин - бог Аид

Цербер и его хозяин – бог Аид
© Linda Lithén / darantha.artstation.com

Суть образа Цербера менялась вместе с историческими переменами в мировоззрении людей. Например, в античные времена Цербер был олицетворением верности и силы, он описывается авторами как идеальный страж. А вот у Данте образ Цербера приобретает демонические черты, в чём, конечно, отражается влияние христианства.

Несмотря на то, что предания о Цербере появились много тысяч лет тому назад, его образ по-прежнему популярен в литературе и живописи. В современном цикле романов о Гарри Поттере Цербер предстаёт в качестве грозного сторожевого пса с тремя головами. Автор серии, Джоан Роулинг, использовала отсылку к сюжету мифа об Орфее, ведь в её истории собаку также удалось усмирить музыкой.

Цербер - сторож подземного мира

Цербер – сторож подземного мира
© Sam Rowan / rowan.artstation.com

Чаще всего изображения Цербера можно увидеть рядом с его хозяином, Аидом. Спустя много веков он находится рядом с ним, охраняя царство от вторжения посторонних. Конечно, внешне Цербер напоминает монстра, но таков ли он? Меня пересказы античных авторов убедили в другом. Цербер – не чудовище, а верный пёс, постоянно находящийся на службе. Не исключено, что за его грозным обликом греки видели душу суровой, но очень хорошей собаки.

Цербер фото

Наверняка все читали о двенадцати подвигах Геракла в одном из которых он укрощает трехголового пса Цербера. Однако не все знают, что Цербер существовал и в других культурах,а не только в древнегреческой.

Но сначала обо всем по порядку.

Alcestis-Catacomb
kerber-gerakl
Геракл побеждает пса

В греческой мифологии чудовищный пес (порождение Тифона и Ехидны (Тартара и Геи), стерегущий вход в мрачное, полное ужасов подземное царство Аида. Точнее, Цербер следил за тем, чтобы никто оттуда не вышел, ведь из царства мертвых нет возврата. Изображался Цербер с тремя головами, ядовитые змеи извивались у него на спине вместо шерсти. Свирепого стража удалось усыпить с помощью пения сыну Аполлона, легендарному певцу Орфею, когда он пытался вернуть свою умершую жену Эвридику. Увы, Орфею не удалось вывести свою любимую из царства мертвых. Он обернулся посмотреть, идет ли она за ним, и тем самым нарушил условие. Эвридика навсегда осталась во владениях Аида.

Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. В более поздней легенде он кусает новоприбывших; чтобы его умилостивить, в гроб умершего клали медовый пряник. У Данте Цербер терзает души умерших.

Вытащить Цербера на дневной свет — таков был один из последних подвигов Геракла. Долгое время на мысе Тенар, что на юге полуострова Пелопоннес, показывали пещеру, утверждая, что здесь Геракл по заданию царя Эврисфея спустился в царство Аида, чтобы вывести оттуда Цербера. Представ перед троном Аида, Геракл почтительно попросил подземного бога разрешить ему отвести пса в Микены. Как ни суров и мрачен был Аид, но сыну великого Зевса он не смог отказать. Поставил только одно условие: Геракл должен укротить Цербера без оружия.

Долго искал Геракл трехглавого пса в подземном царстве, наконец нашел его на берегу реки Ахеронт. Схватил Геракл Цербера могучими руками и принялся душить его. Грозно завыл пес, силясь вырваться, голова дракона на хвосте кусала героя, змеи извивались и жалили, но Геракл только крепче сжимал руки. Наконец полузадушенный пес Аида упал к ногам героя. Геракл отвел Цербера к стенам Микен. В ужас пришел Эврисфей при одном взгляде на страшного пса и велел поскорее отправить его обратно в Аид.

ЭТРУСКИ
1350254909--375--tombe-des-reliefs-loculus-principal-avec-klingyo--cerveteri
Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э., музей Виллы Джулиа, Рим.

Обратите внимание также и на существо, изображенное слева, подобные змеелюди очень часто встречаются и в вазовой живописи древних греков.

Etrusci07
XMO9XHG5
Что-то навеяло. ))

Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.
История Италии:
Древний мир
Доисторическая Италия
Этруски (XII—VI вв. до н.э.)
Великая Греция (VIII—VII вв. до н.э.)
Древний Рим (VIII в. до н.э. — V в. н.э.)
Италия под властью остготов (V—VI вв.)

РЕЛИГИЯ ЭТРУСКОВ

Сведения о религии этрусков сохранились лучше, чем о других сторонах жизни их общества. Главными божествами этрусского пантеона были Тин, Уни и Менрва. Тин был божеством неба, громовержцем и считался царем богов. Его святилища находились на высоких, крутых холмах. По своим функциям Тин соответствовал греческому Зевсу и римскому Юпитеру, поэтому не случайно позже в Риме образ Типа слился с образом Юпитера. Богиня Уни соответствовала римской Юноне, поэтому они также слились в Риме в едином образе Юноны. В образе этрусской богини Менрвы видны черты, свойственные греческой Афине: обе считались покровительницами ремесел и искусств. В Риме с развитием ремесел распространилось почитание богини Минервы, образ которой был тождествен Афине-Менрве. Сохранились неопределенные сведения о верховном боге Вертумне (Вольтумне, Вольтумнии). Существует предположение, что это имя — лишь один из эпитетов бога Тина.

Кроме многочисленных высших богов этруски поклонялись также целому сонму низших божеств — добрых и злых демонов, которые во множестве изображены в этрусских гробницах. Подобно хурритам, ассирийцам, хеттам, вавилонянам и другим ближневосточным народам, этруски представляли себе демонов в виде фантастических птиц и животных, а иногда и людей с крыльями за спиной. Например, добрые демоны лазы, соответствующие римским ларам, считались у этрусков покровителями домашнего очага и представлялись в виде молодых женщин с крыльями за спиной.
Главными местами отправления культа служили храмы, в которых помещались статуи божеств. В жертву богам приносили верно, вино, плоды, масло, животных. Во время семейной трапезы на стол или на очаг ставили маленькую чашечку с едой для демонов — покровителей дома. На погребальных тризнах знатных людей в жертву богам приносили пленных. Предполагается, что этруски заставляли пленных биться между собой насмерть или травили их зверями. Именно в форме поединков рабов на похоронах знати гладиаторские игры были заимствованы в III в. до н.э. римлянами; также заимствовали они у этрусков и травлю людей зверями. Постепенно утратив свой религиозный смысл человеческого жертвоприношения ипревратившись в публичное зрелище, эти игрища просуществовали до периода поздней Римской империи.
Большую роль в религии этрусков играло представление о мрачном загробном царстве, где собираются души мертвых. Этрусский бог подземного царства Аита соответствовал греческому богу Аиду.
Важное место в этрусском обществе занимало жречество. Жрецы-гаруспики ведали гаданием по внутренностям жертвенных животных, в первую очередь по печени, а также толкованием различных знамений — необычных природных явлений (молний, рождения уродов и т.п.). Жрецы-авгуры гадали по поведению птиц. Эти черты этрусского культа через ряд посредствующих звеньев заимствованы из Вавилонии. В свою очередь, от этрусков их переняли римляне.

РЕЛЬЕФ ИЗ ХАТРЫ
Хатра или Эль-Хадр (араб. الحضر‎‎) — разрушенный древний город в составе Парфянского царства, руины которого ныне расположены на территории Северного Ирака, в провинции Найнава.
Парфянское царство или Парфянская держава, или Парфянская империя (ориг. Parθava — Pahlav/Pahlavanigh)[1] — древнее государство, располагавшееся к югу и юго-востоку от Каспийского моря на территории современного Ирана
82
i_050
Религиозный известняковый рельеф из Хатры. В центре божество держит секиру и поводок трехголового пса, стоящего справа. Справа от божества – штандарт Хатры, слева – какая-то богиня, возможно Атаргатис. На поле – символические змеи и скорпионы. Вероятно, II в. н. э.
Ярко раскрашенный рельеф показывает нам яростное бородатое божество в парфянской одежде, держащее на цепи трехголового пса. Этот бог должен быть Аидом, повелителем мертвых, или его семитским или иранским эквивалентом Нергалом, или Ариманом, ибо пес – это явно Цербер из греческого подземного царства. Сидящая богиня, змеи, скорпионы и секира почерпнуты из религии Месопотамии и Сирии. Композиция отсутствует: фигуры и предметы просто заполняют поле, и символическое значение оказывается важнее художественных принципов.

Нергал (шумерское имя; первоначально, может быть, Эн-уру-гал, «Владыка обширного жилища», ивр. נֵרְגַל‎, арам. ܢܹܪܓܵܐܠ) — хтоническое божество шумеро-аккадской мифологии, олицетворявшее разнообразные отрицательные явления. Сын Энлиля первоначально считался олицетворением разрушительной, губительной силы палящего Солнца — Шамаша, ассоциировался с небом. Позже приобрёл отчётливые черты бога смерти и войны. Соответственно, Нергалу приписывалось развязывание несправедливых войн, а сам бог изображался как насылающий опасные болезни, в том числе лихорадку и чуму. Название «рука Нергала» распространялось на чуму и прочие инфекционные болезни. Был богом преисподней («обширного жилища»). Центром его культа был храм Эмешлам в городе Куту. В вавилонской астрологии являлся олицетворением планеты Марс.

Читайте также  Русалка фото
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector