Царь картинки

Царь картинки

Портреты царей и императоров России

Достоверных свидетельств о внешности Ивана Васильевича практически не сохранилось. Одним из самых подробных считается комментарий германского посла Даниила Принца: «Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно крепкое, большие узкие глаза, которые все наблюдают самым тщательным образом. Челюсть выдающаяся вперед, мужественная. Борода у него рыжая, с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, вьющаяся, но волосы на голове, как большая часть русских, бреет бритвой. В руке посох с тяжелым набалдашником, символизирующий крепость государственной власти на Руси и великое мужское достоинство самого Царя». Так посол описывал царя, когда тому было 46 лет.

Данные современной реконструкции внешности Ивана Грозного по останкам во многом подтверждают слова Даниила Принца. Установлено, что рост правителя был 179-180 см, вес 85-90 кг. Лицо Ивана Васильевича к 54 годам было испещрено морщинами, под глазами были большие мешки. Кроме того, известно, что лицо его было асимметрично (левый глаз значительно больше правого). А нос был тяжёлый, как и у многих потомков Палеологов.

Главное, что известно о внешности Петра Алексеевича, — это его исполинский рост. Установлено, что в высоту последний царь всея Руси имел 2 метра и 3 сантиметра. При этом он не был крупным. Пётр носил 39-й размер обуви и 48-й размер одежды!

Вот как его описывал в 1717 году знаменитый французский мемуарист Сен-Симон: «Он был очень высок ростом, хорошо сложён, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные чёрные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом всё сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Иначе императора представлял себе художник Валентин Серов, долго изучавший портреты Петра и мемуары его современников. Мастер портрета писал о правителе: «Обидно, что его, этого, в котором не было ни на йоту слащавости, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице его был постоянный тик, и он вечно «кроил рожи»: мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом. Воображаю, каким чудовищем казался этот человек иностранцам и как страшен он был тогдашним петербуржцам. Идет такое страшилище, с беспрестанно дёргающейся головой. Страшный человек». Есть версия, что дёргающееся лицо – это следствие пережитого в детстве стресса от стрелецкого бунта.

Считается также, что первый российский император не был особо прихотлив в одежде и уходе за собой. Заграничные гости нередко писали о том, что бывали удивлены грязными ногтями правителя или его виднеющимися из-под парика отросшими волосами.

Как выглядели троны русских правителей и как они видоизменялись: от Ивана Грозного до Павла I

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Трон Ивана Грозного

Деревянный трон Ивана Грозного был покрыт белыми пластинами из слоновой кости. Он является одним из немногих предметов того времени, которые дошли и до наших дней. Сейчас его можно увидеть в Оружейной палате Московского кремля. Престол представляет собой кресло с подлокотниками, прямой высокой спинкой, закругленной сверху, а также подставкой для ног. На верхней части спинки престола расположена позолоченная фигурка символа Российской империи, а по центру находится двуглавый орел.

Что интересно, сам трон небольшого размера, скорей всего он был у царя переносным. Ученые считают, что раньше люди были немного мельче, так как современному человеку было бы тесно в данном кресле.

Трон весь оклеен пластинами из слоновой кости, которые украшают вырезанные различные рисунки, в духе эпохи Возрождения, с изображениями мифических животных и птиц, а также библейских сюжетов. На троне также были обнаружены знаки зодиака. Исследователи считают, что таким образом была зашифрована, по первой версии, дата венчания Ивана III и Софьи Палеолог, а по второй — год рождения царя, который, кстати, до сих пор точно не известен. Еще трон украшают изображения батальных сцен. Но ученые полагают, что данные сцены были добавлены уже во время реставрации трона в XVII веке.

В Александровской слободе, являющейся сейчас музеем-заповедником, можно увидеть точную копию второго трона царя. Здесь он устраивал шикарные и щедрые приемы заграничных послов. На этом пиршестве собирались все высшие слои общества, надевая самые дорогие и лучшие убранства, украшения и аксессуары. Стол ломился от изысков и блюд. Вся эта роскошь очень впечатляла и поражала иностранных гостей.

Второй трон Ивана Грозного

Данный трон изготовили в Новгороде для священного коронования Ивана Грозного, которое произошло в 1547 году в Успенском соборе Кремля. К сожалению, в смутное время трон был разобран. Однако при правлении династии Романовых его восстановили.

Трон, дошедший до наших дней, был изготовлен из древесины ореха и липы. Над троном возвышается, так сказать, прорезной балдахин, который держится на четырех столбах. Макушка балдахина украшена двуглавым орлом, а вместо подножия трон держат четыре льва.

Вход с восточной части трона украшают створчатые дверцы, на которых высечены надписи, повествующие рассказ о войне Владимира Мономаха с греками. У данного трона имелись занавески, на случай, если царь переодевался в соборе.

Украшали царское место двенадцать барельефов, иллюстрирующих поход князя Владимира в византийскую Фракию. В Византии Константин IX Мономах подарил князю Владимиру, который приходится ему внуком, различные царские атрибуты: шапку Мономаха, парадное оплечье и другое. В связи с этими событиями и появилось название Мономахов трон.

Изготовлен трон в России, скорей всего дворцовыми мастерами. Есть факты, указывающие на то, что в разработке замысла данного трона принимал участие московский митрополит Макарий, наставник юного Ивана IV. В данное время в историческом музее находится точная копия престола, причем в его первозданном виде. Архитекторы восстановили все, включая даже утраченные детали оригинальных узоров, золочений и полихромной росписи.

Трон Бориса Годунова

Этот золотой царский трон изготовили персидские умельцы в конце XVI — в начале XVII веков. Персидский шах Аббас I подарил его царствующему Борису Годунову в 1604 году. Трон создавали по лучшим образцам восточного искусства. Он невероятно роскошен, усыпан полудрагоценными и драгоценными камнями, среди которых рубины, жемчуга, турмалины, бирюза и прочее. Основа этого произведения искусства — дерево, которое было оклеено чеканными золотыми пластинами. Трон имеет довольно низкую спинку и подлокотники.

Этот царский престол был передан Оружейной палате еще во времена правления Петра I. Однако позже он был изъят для коронации Елизаветы Петровны. Кстати, именно тогда красный персидский бархат заменили на голубой французский вельвет с цветочным принтом, который был в моде в то время.

Трон Михаила Федоровича

Драгоценный царский престол впервые упоминается в архивах Оружейной Палаты около 1640 года как вещь царя Ивана Грозного. Это поистине произведение восточного искусства и роскоши было подарено Ивану Грозному персидским шахом Тахмаспом I. Трон был украшен огромным количеством сапфиров, алмазов, бирюз, изумрудов и турмалинов. В исторических сводках указывается, что этих драгоценных камней изначально было по шестьсот штук каждого.

В начале XVII века трон был переделан для Михаила Федоровича, и считался его самой дорогой и роскошной реликвией. Во времена правления Петра I трон стоял в Успенском соборе Кремля, так как его использовали для тронных церемоний российских цариц. Позже восточный шедевр был сдан в Оружейную Палату.

Трон Алексея Михайловича

Алексей Михайлович всегда пытался показать внутреннее благосостояние страны с помощью наружной пышности своего двора. Чего только стоит его алмазный трон, созданный лучшими ювелирами персидского шаха. Такой подарок был преподнесен царю армянскими купцами, так как те были заинтересованы в получении различных льгот и привилегий для торговли в Русском государстве.

Чтобы украсить трон, купцы купили огромное количество драгоценных камней, в том числе и около восьмиста алмазов. По праву сказать, это один из самых роскошных тронов, хранящихся в Оружейной палате. Он изготовлен из сандалового дерева, облицован золотыми и серебряными пластинами, украшен огромным количеством драгоценных камней.

Верх трона украшен золотыми фигурками апостола Петра и Николая Чудотворца. Посреди спинки — двуглавый орел, однако он был сделан уже в России. Лицевая сторона трона украшена алмазами, чье количество превышает восемьсот пятьдесят штук, а также более тысячи других драгоценных камней. По бокам изображены персидские миниатюры, сцены охоты, животные, птицы, растения. Выемки трона отделаны чеканным золотом, они изображены в виде разнообразных фигурок в восточном стиле.

Трон для Ивана и Петра

Вскоре после смерти Алексея Михайловича скоропалительно скончался и старший сын Федор. Тогда было принято решение короновать сразу двух наследников. Это было вызвано тем, что средний сын Иван был слаб умственно и физически, а младший Петр был довольно сообразительным. Так как правителей стало двое, то и трон должен быть подходящим. По этому случаю создали большой серебряный трон с двумя сиденьями.

Интересный факт, что за спинкой данного трона было тайное место. Оно было предназначено для наставников и помощников юных правителей, которые помогали им во время важных переговоров. В основном там находилась Софья, их старшая сестра, которая в свои двадцать пять лет была весьма умна и образована.

Трон Елизаветы Петровны

Элегантный, величавый и красивый трон Елизаветы Петровны был выполнен в стиле рококо. Точеные завитки резных растительных и цветочных орнаментов украшают изящные ножки, а также подлокотники царского кресла. Вверху по бокам трон украшают женские головы, похожие на ангельские. Буквально с первых секунд становится понятно, что этот трон принадлежит именно женщине, причем с хорошим и изысканным вкусом.

Символами власти на данном престоле выступают силуэты барсов, львов и грифонов, украшающих серебряные и золотые пластины. Собственный вензель Елизаветы Петровны, в виде первой буквы ее имени, украшает верх спинки тронного кресла, а по центру изображен государственный герб.

Трон Павла I

Данный трон является одной из шести копий серебряного тронного кресла Анны Иоанновны, созданный в петербургской мастерской придворного мебельщика Христиан Мейера. Копии были сделаны не из серебра, а из дерева, и покрыты сверху позолотой. Лишь три из них сохранились и дошли до наших дней. Сейчас трон сына Екатерины II и Петра III находится в Большом Тронном зале Зимнего Дворца в культурной столице России, все желающие могут лицезреть его во всей красе.

Читайте также  Доброе весеннее утро картинка
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector