Шевченко картинки

Шевченко картинки

Голый автопортрет, смерть и эротика. 10 малоизвестных картин Тараса Шевченко

Сегодня исполняется 203 года со дня рождения украинского пророка, и, как называют его современники, идеолога Тараса Григорьевича Шевченко. Его поэтические произведения выходили далеко за рамки его времени, они – знаковые и вещие. Его вклад в возрождение государства неоценим: он первый слово «малоросс» заменил на полноценное «украинец», разбудив этим и наше сознание, и волю к свободе.

И если его поэтические, прозаические произведения – пространство для размышлений, дискуссий и местами для споров, то его картины – то, чем восхищаются все: и в нашей стране, и в мире. К тому же в мире за его художественное мастерство его ставят в ряды самых известных, сооружая памятники, устраивая выставки, художественные мероприятия, присуждая премии его имени.

Сейчас уже известно известно более 1000 портретов, пейзажей, исторических, мифологических и жанровых композиций Тараса Шевченко в разных техниках, и это еще – далеко не все его произведения, поскольку многие из них хранятся в частных коллекциях или исчезли. Произведения художника хранятся в Национальном музее Тараса Шевченко, немало работ художника — во Львовском Национальном музее им. А. Шептицкого, в России и Казахстане.

Тяга к живописи и рисованию у Шевченко была с детства: он любил разрисовывать мелом стены дома, стол, скамейки. Еще маленьким нарисовал пьяного дьяка Богорского, у которого был на воспитании после смерти своих родителей, за что дьяк его жестко избил.

Парень убегает от дьяка-самодура, а поскольку тяга к живописи превратилась в мечту, ищет себе учителя-маляра, время от времени находя таких и тяжело работая на них вместо рисования.

В 1828 году Шевченко становится батраком Павла Энгельгардта, богатого россиянина дворянского происхождения. Павел Энгельгард заприметил талантливого парня и решил сделать из него своего придворного живописца и сначала взял его с собой в путешествие в Вильно. Там Шевченко и штудировал свое художественное мастерство, а затем — и у самого Карла Брюллова в Санкт-Петербурге.

Автопортреты

Шевченко рисовал на протяжении всей жизни и считается зачинателем украинского автопортрета.

null

На «крамольный» автопортрет своего времени наложило табу и «царское литературоведение», и советское. Поэтому в Шевченкиане, кроме специализированной, не найдется даже беглого упоминания об этом автопортрете.

Должное разве что необходимо отдать литературоведу Сергею Ефремову, который репродуцировал рисунок в академическом издании, однако весь тираж сталинские сатрапы в 1932 году уничтожили.

Обнаженные натуры — способ борьбы со стереотипами

В общем обнаженные натуры в творчестве Шевченко встречаются очень часто. И это свидетельствует о том, что свобода, которой была полна душа художника, обретала реальные очертания, и он снова был на шаг от предшественников, создавая и новые направления, и становясь основателем возрождения нашей культуры.

Работа, выполненная Шевченко во время учебы в Академии художеств, свидетельствует о заинтересованности экзотикой Востока, которая привлекала художника возможностью воспроизведения живописных сцен восточного быта.
Жанровая композиция мастерская по колориту и по технике исполнения.

Вирсавия, офорт/акватинта 1860 год

Героиня поэмы А. Пушкина «Полтава», которую Пушкин называет Марией, — Мотря Кочубей, дочь Василия Леонтьевича Кочубея, генерального писаря, а впоследствии генерального судьи при гетмане Иване Мазепе. О большой любви Матрены Кочубей и Ивана Мазепы свидетельствует их переписка. Рисунок соответствует словам поэмы:

Еще Мария сладко дышит,
Дремой объятая, и слышит
Сквозь легкий сон, что кто-то к ней
Вошел и ног ее коснулся.
Она проснулась — поскорей
С улыбкой взор ее сомкнулся
От блеска утренних лучей.
Вздрогнув, она глядит. и что же?
Пред ней мать.

Цыганка-гадалка. 1841. [Петербург]. Бристольская бумага, акварель.

Прерванное свидание. 1839-1840.

Это копия с одноименной акварели Карла Брюллова, выполненная Шевченко в двух экземплярах. Под рисунком, который хранится в Национальном музее Тараса Шевченко, на паспарте надпись карандашом: Шевченко. Прерванное свидание. Ниже вытиснено: Carolus Bruloff, Соріа.

На изображении справа внизу авторские подпись и дата: Шевченко. 1844, посередине — название: Сказка, а ниже пояснительный текст: «А видкиля и куди богь несе Господа москалю? и де таки табачку бралы: чи несчимиричкою часом?! бо ми васъ знаемо пиддобрики. — . Изъ самой расъи идемъ на тот светъ, судариня смерть. а табачок истинно Лубенскій. «.

В основу офорта положен распространенный в народном творчестве сюжет о разговоре солдата со смертью.
Диалог между солдатом и смертью происходит на окраине деревни на фоне украинского пейзажа. Смерть с большой косой в правой руке, одетая как украинская женщина, не выглядит страшной и неумолимой.

Возможно, она только понюхает табак, оставит «москалика» и пойдет себе дальше. Пояснительный текст, сюжет, образы проникнуты доброжелательным юмором.

Тарас
Григорьевич Шевченко

Тарас Григорьевич Шевченко (укр. Тарас Григорович Шевченко, 25 февраля (9 марта) 1814, село Моринцы, Звенигородский уезд Киевской губернии (сей час Черкасская область Украины) – 26 февраля (10 марта) 1861, Санкт-Петербург) – великий украинский поэт, выдающийся художник.

Особенности творчества художника Тараса Шевченко. Выходец из семьи крепостных, Шевченко стал не просто академиком Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, но и личностью-универсалом XIX столетия. Как ученик Брюллова, начинал работать на стыке академизма и романтизма, но достаточно быстро Шевченко удалось выработать самобытную манеру и стать у истоков реалистической живописи. Овладев в совершенстве техникой рисунка, он самостоятельно ищет природной гармонии цвета, стремясь уловить и запечатлеть живой свет. Более всего Шевченко завораживают моделирующая сила света, выразительные возможности светотени у Рембрандта ван Рейна, очень скоро и самого Шевченко начинают звать «русский Рембрандт». В 1840-е годы, странствуя по Украине, Шевченко делает бессчётное количество эскизов и рисунков, стремясь рассказать миру о богатстве природы родного края и красоте его древних памятников. Многие из зарисованного художник воспроизводит в очень редкой для своего времени технике офорта (в России тогда предпочитали офорту резцовую гравюру), некоторые специалисты считают Шевченко «первым русским офортистом»; он также работает маслом, акварелью, карандашом, сепией. Значительна работа Шевченко как художника-этнографа во время ссылки на Арал. Особое место в творчестве Тараса Шевченко занимают автопортреты: они не только дают представление, как эволюционировала техника Шевченко-художника и отражают психологические метаморфозы, произошедшие с ним под влиянием трагических жизненных обстоятельств, но и становятся, подобно рембрандтовскому автопортрету, действенным инструментом самопознания.

В советском фильме 1951 года «Тарас Шевченко» великого украинского поэта играет Сергей Бондарчук. Одна из первых сцен: Шевченко работает за мольбертом. Пишет с натуры длиннокосую, гарну, но слегка осоловевшую от длительного позирования Галю или Маричку в плахте, вышитой сорочке и венке с лентами. И вдруг машет ей рукою отбой: «Поспы, сэрдэнько!» («Поспи, милая!») А сам второпях кидается записывать нахлынувшие строчки. «Вот так всегда! – нудит его скучный приятель, художник Сошенко. – Краски на палитре сохнут, а русский Рембрандт царапает на стенке стихи. » «Ну, если и Рембрандт , — со смехом отвечает ему красавец Шевченко-Бондарчук, — то я мужичий Рембрандт. »

Шевченко и вправду родился «мужиком»: в многодетной семье крепостных – Григория Шевченко (Грушивского) и Катерины Бойко. Мать умерла, не дожив до 38 лет: её старшему сыну Никите 12, младшему Иосифу – 2, а непослушному, самовольному и не похожему ни на кого из своих братьев и сестёр Тарасу – 9.

Через два года, возвращаясь их чумацкого похода и сильно простудившись, слёг и отец. Промучившись зиму и понимая, что пришёл его смертный час, Григорий на словах объявляет завещание. Упомянуты все: его вторая жена, злая Тарасова мачеха Оксана и её дети, дочки и сыновья от покойной Катерины и лишь об одном из детей отец заявляет: «А ему ничего из моего имущества не надобно! Из него выйдет либо большой человек, либо великий бездельник!» Надо ли говорить, что это пророчество касается Тараса.

Впоследствии такое отношение отца, а также путаница с именем матери, обнаруженная в местных метрических книгах (возможно, Тараса произвела на свет не Катерина, а её незамужняя сестра Агафья), породили множество версий об особом, непростом происхождении Тараса. Не был ли он в каком-то родстве, например, со своим помещиком, Павлом Васильевичем Энгельгардтом? Доказательств нет, но предположения множатся. Есть и более смелая версия, в которой, вроде бы, был уверен русский литератор Нестор Кукольник: к Энгельгардтам иногда заезжал наследник русского престола, великий князь Константин Павлович (разбросавший по свету немалое число незаконнорожденных детей) и некоторые физиономисты даже пытаются установить фамильное сходство между ним и Шевченко.

Версии выглядят одна другой фантастичнее, но ведь необыкновенна и сама траектория судьбы Шевченко: из забытого Богом центральноукраинского села Моринцы – в высший свет Российской столицы.

Ну а пока Шевченко 13. Он пасёт ягнят в живописных украинских лугах, любит уединение и постоянно малюет. Пан Энгельгардт проявляет к нему особую милость: берёт в барский дом. Казачком. Должность «подай-принеси». Но напрасно советское искусствоведение пыталось представить Энгельгардта жестоким крепостником – именно он первым разглядел в Тарасе художнический дар.

В 15 лет Шевченко впервые оставляет Украину и вместе с Павлом и Софией Энгельгардт едет в Вильно, а затем в Варшаву. Из всей биографии поэта этот период освещен меньше всего. Известно, что в Вильно Энгельгардт отдал Шевченко учиться к Яну Рустему, самому знаменитому художнику Литвы начала XIX века.

В феврале 1831 года Энгельгардт приезжает в Санкт-Петербург. По-видимому, он всерьёз верит в талант своего крепостного, раз решает продолжить его художественное образование в столице. Как именно? Вначале Шевченко определяют в артель художника Ширяева: его ученики как раз занимаются отделочными и реставрационными работами в центре Санкт-Петербурга. Шевченко получает возможность бывать в Эрмитаже, зарисовывать статуи Летнего Сада. В это же время Тарас неожиданно и для Энгельгардта и, главное, для себя самого начинает писать стихи. Но оценить их качество пока некому. Перспективы Шевченко-стихотворца эфемерны, а вот художественный талант – налицо. И Шевченко начинает грезить Петербургской Императорской академией художеств, в содружестве преподавателей которой особо выделяется звезда Карла Брюллова.

Брюллов в это время в зените славы. Он – первый русский художник, получивший европейскую известность. Монументальный «Последний день Помпеи» Брюллова имеет бешеный успех. И – вот настоящее чудо: Шевченко, молодой, никому не известный малороссиянин, к тому же крепостной, вдруг получает возможность познакомиться с самим Брюлловым! Как это возможно? Посредником выступил земляк Шевченко, художник Иван Сошенко, некогда сам учившийся у Брюллова. Впоследствии Сошенко так описал эту встречу: «При виде Тараса Брюллов обратил внимание на то, что лицо Шевченко – это не было лицо крепостного» . История Шевченко и его рисунки определённо впечатлили Брюллова. Вопрос выкупа Шевченко из крепостной зависимости становится для него делом чести.

Энгельгардт попросит за Шевченко неожиданно большую сумму – две с половиной тысячи рублей ассигнациями (годовой доход имения в 30 душ крепостных). К решению вопроса Брюллов подключает знаменитостей: поэта и воспитателя наследника престола Василия Жуковского, художника Алексея Венецианова, графа Вельегорского. Портрет Жуковского, написанный Брюлловым, был разыгран в лотерею. Такие аукционы при дворе были не редкость. Вырученных денег все равно не хватило, и участникам авантюры пришлось добавить из личных средств. Но интересно другое: часть суммы за выкуп Шевченко заплатили императорские особы: императрица Александра Федоровна, например, лично внесла 400 рублей.

Перед вчерашним крепостным очень скоро откроются двери высшего света Санкт-Петербурга. Теперь сложно узнать в этом щеголе крепостного. Его влекут все соблазны столичного существования. Скромник Сошенко едва может скрыть разочарование: «В Тараса словно вселился светский бес. Досадно и больно было мне глядеть на его роскошную жизнь. Пристало ли нашему брату художнику так жить? Так вот для чего нужна была ему свобода, которая стоила ему таких страшных усилий?» Их отношения навсегда разладятся из-за красивой немки Марии. В неё был влюблен Сошенко, а она – не устояла перед харизматичным Шевченко.

Шевченко селится на Васильевском острове, сюда к нему на сеансы портретирования приходят влиятельные особы. Впервые в жизни он не испытывает денежной нужды. Он продолжает посещать классы Брюллова в Академии, совершенствуется в рисунке и композиции, пишет акварели с обнажённой женской натурой («Мария», «Одалиска») и, наконец, начинает осваивать технику масляной живописи. Именно в это время написан знаменитый, ставший каноническим автопортрет молодого Шевченко: высокий лоб, большие внимательные карие глаза…

Летом 1843 года свободный и уже хорошо известный благодаря своей поэзии Шевченко путешествует по Украине, знакомится со многими известными людьми. Киев, Чернигов, Суботов, Хортица…Прогрессивное украинское студенчество готово носить первого национального поэта на руках. Образованные панночки взахлёб читают его стихи наизусть. В Яготине Шевченко гостит у бывшего генерал-гебурнатора Малороссии Репнина. Его дочь, незамужняя 33-летняя княжна Варвара без памяти влюблена в Шевченко. Тот называет её «своим добрым ангелом», но симпатия и родство душ не могут пробудить в нем страсть.

На одном из балов в соседнем поместье Шевченко знакомится с четой Закревских – Ганной и Платоном. Скоро он напишет портреты обоих супругов и признается себе, что без памяти влюблён в Ганну. Желание иметь семью, жену, свой дом становится для Шевченко навязчивой и болезненной идеей – этого-то как раз он никогда не будет иметь. Хотя несколько позже, уже в Петербурге, Ганна Закревская всё же подарит ему свою любовь.

Весной 1845 Шевченко заканчивает Академию, получает звание внеклассного художника и снова возвращается в Украину. В составе Киевской археографической комиссии путешествует по Черниговщине, Черкасщине, Полтавщине (акварель «Воздвиженский монастырь в Полтаве»). В начале 1840-х написаны его главные картины на тему украинского быта: «Цыганка-ворожка», «Крестьянская семья», «Катерина».

Вернувшись в родную Кирилловку, Шевченко решает посвататься к дочке местного священника Григория Кошица Федосье, но получает отказ. Это событие вместе с известием, что у Ганны Закревской где-то далеко родилась, возможно, его дочь, вызывает у Шевченко глубокую депрессию. В декабре 1845-го он заболевает тифом, мечется в горяке, бредит, друзья сомневаются, что он доживет до утра. В ночь с 24 на 25 декабря Шевченко слабой рукой зажег свечу и нащупал перо: «Як умру, то поховайте… на Вкраїні милій… », знаменитый «Заповіт». По-русски — Завещание.

Он еще не знает, что главные испытания ждут его впереди.

В один из весенних дней 1847-го года Шевченко торопился на свадьбу к Костомарову, должен был быть у друга шафером. Не дойдя до пункта назначения, он был схвачен жандармами. В его чемодане среди нескольких альбомов с рисунками (кстати – в том числе эротическими, всё-таки Шевченко был учеником Брюллова!) обнаружили антикрепостнические стихи. Проклятия в адрес монархии трактуются как чёрная неблагодарность: разве не императорские особы подарили Шевченко свободу?

11 лет ссылки в Орскую крепость под Оренбургом и жестокого солдатского быта изменят облик художника до неузнаваемости. Шевченко сравнительно легко обходит запрет рисовать благодаря симпатии к нему местных чиновников и офицеров. Автопортреты тех лет беспощадно отражают его внешнюю и внутреннюю трансформацию: ему лишь немного за 40, но выглядит он глубоким стариком.

В каком-то смысле Шевченко повезло: в Орске формировали экспедицию по изучению Аральского моря. Понадобился художник. В составе гигантского каравана из 2 тысяч повозок и 3 тысяч верблюдов Шевченко преодолел более 800 километров пустыни. Его вклад в изучение Арала бесценен: Шевченко оставил более 200 рисунков («Молитва за умерших», «Туркменские абы в Кара-Тау»), имевших не только художественную, но и научную ценность. Но суровый климат окончательно лишил его здоровья. Шевченко несколько раз переболел цингой. От адского солнца у него выцвели глаза: из карих они стали бледно-серыми.

В 1857-м ссылка Шевченко закончится. Он мечется между Украиной и Санкт-Петербургом, упивается признанием, но также переживает предательство и разочарования, обвинения в богохульстве и постыдную историю чуть не случившейся жениться на грубой гулящей 19-летней девке Лукерии Полусмак. Ему так и не удаётся создать собственный очаг, мечту всей его жизни, и Шевченко топит одиночество в алкоголе. Однако продолжает работать, совершенствовать технику акватины – особого вида гравирования, при которой для вытравливания используются кислоты. Подорванное ссылкой здоровье усугубляет вдыхание ядовитых паров, начинаются проблемы с сердцем, отказывает печень.

9 марта 1861 года он встретил свой 47-й день рождения, на следующий день, 10-го марта, Шевченко не стало. «Русский Рембрандт» был погребен на Смоленском кладбище, но два месяца спустя его прах, согласно завещанию, переправили в Украину. Шевченко похоронен в Каневе – на той самой днепровской круче, где он когда-то собирался выкупить землю и мечтал выстроить дом.

Тарас Григорьевич Шевченко — духовный отец украинского народа: биография и картины

Тарас Григорьевич Шевченко (Taras Hryhorovych Shevchenko; родился 9 марта 1814 — умер 10 марта 1861 гг.) — выдающийся украинский художник XIX века, талантливый иллюстратор, график и живописец. Творчество Тараса Григорьевича Шевченко воспевало красоту родной земли, искренность и духовность простого народа, стремление к свободе и счастью. Шевченко одинаково мастерски владел техниками акварели, масла, офорта, гравюры. Его пейзажи отличает легкость, воздушность и необычайная выразительность. Портреты, написанные гением, великолепно передают характер, настроение, мысли героев.

Тарас Шевченко. «Автопортрет», 1843

Биография Тараса Шевченко

Тарас Шевченко появился на свет 9 марта 1814 года в многодетной семье крепостного крестьянина, принадлежавшего помещику Энгельгардту. Детство он провел в селе Моринцы Киевской губернии. Мальчик рано остался сиротой и вынужден был работать погонычем, поваренком, слугой-«казачком» у помещика. У местного дьячка одаренный юноша учился грамоте, а у рабочих-маляров — азам рисования. Барин оценил его способности и отдал в ученики к известному портретисту Яну Рустему (Jan Rustem). В 1832 году Энгельгардт переезжает в Санкт-Петербург и берет с собой одаренного крепостного, намереваясь сделать из него личного живописца. Он отправляет юношу обучаться в ремесленный цех декоративной росписи Василия Ширяева.

Тарас Шевченко в 1836 году по счастливой случайности познакомился с профессором Академии художеств Виктором Григоровичем, художниками Алексеем Венециановым и Карлом Брюлловым. Последний помог талантливому юноше обрести свободу. В 1838 году мэтр продал на аукционе одну из своих картин за 45 килограммов серебра, необходимых для уплаты выкупа за крепостного.

Тарас Шевченко. «Портрет Анны Закревской», 1843

После освобождения молодой человек поступает в Академию художеств и становится учеником Брюллова. Параллельно он развивает свой талант не только в рисунке, но и в поэзии. С 1840 по 1845 год Тарас Шевченко учится и активно занимается творчеством. В это время были созданы многие его художественные и литературные произведения. Сюжеты картин и поэм тесно переплетались между собой. В них находили отражение элементы фольклора, древнеримские и древнегреческие легенды, библейские мотивы. Стиль его холстов сравнивали с манерой Рембрандта (Rembrandt), Рубенса (Rubens) и Рейсдала (Ruisdael). Используя три-четыре оттенка, мастер создавал удивительно выразительные, наполненные чувством и драматизмом картины.

В 1840 году вышел в свет бессмертный поэтический сборник Тараса Григорьевича Шевченко «Кобзарь» — национальная святыня украинского народа. Создателя шедевра самого стали именовать Кобзарем. В 1842 году по мотивам одноименной поэмы была написана картина «Катерина».

Тарас Шевченко. «Катерина», 1842

С 1843 по 1845 год художник дважды посещает Украину, путешествует, собирает фольклорные и этнографические материалы. В это время он создает множество самобытных картин.

В 1846 году пылкий живописец присоединился к тайной политической организации. За участие в кружке он был арестован. А в 1847 году приговорен к ссылке и по рекрутской повинности отправлен на воинскую службу солдатом в Орскую крепость. Специальное распоряжение запрещало мастеру рисовать и писать. В этот период удалось создать лишь несколько этюдов, набросков и стихотворений.

Тарас Шевченко. «Цыганка-ворожка», 1841

В 1857 году художник был освобожден и вернулся в столицу. Он увлекся искусством гравюры и в 1860 году был удостоен звания академика-гравера. Здоровье мастера было подорвано ссылкой, он много болел. Уже ослабленный недугами, создает свои последние произведения.

10 марта 1861 года гения не стало. Тарас Шевченко был захоронен вначале в Санкт-Петербурге. Позже его прах был переправлен в Украину и 22 июня 1861 года погребен на Чернечей горе под Каневом, как и завещал светоч украинской культуры.

Тарас Шевченко. «Почаевская лавра с юга», 1846

Самые известные картины Тараса Шевченко

Картины Тараса Шевченко экспонируются в лучших музеях мира. Наследие автора составило более 1000 работ в разных жанрах. Самые известные его произведения:

  • «Автопортрет», 1843 — одна из первых работ, написанных маслом, подражание кисти учителя, Карла Брюллова.
  • «Портрет Анны Закревской», 1843 — образ возлюбленной живописца, для этого холста характерны иконописные приемы, мягкие переходы цвета.
  • «Катерина», 1842 — иллюстрация к знаменитой поэме создана в стиле реализма и воспроизводит одну из сцен.
  • «Цыганка-ворожка», 1841 — оригинальная жанровая зарисовка из жизни крестьян.
  • «Почаевская лавра с юга», 1846 — акварель была выполнена с натуры по заданию Археографической комиссии.
  • «Поминовение умерших», 1857 — второе название холста «Казашка Катя». Особый характер освещения, мистический ореол и драматизм изображения, напоминают творческую манеру Рембрандта.
Читайте также  Холодное сердце картинки

Тарас Шевченко. «Поминовение умерших», 1857

Поклонники великого украинского художника и поэта могут приобрести его произведения на аукционах сайта Very Important Lot. Онлайн-портал предоставляет великолепную возможность ценителям искусства пополнить свои собрания. Кроме шедевров классиков, на страницах ресурса представлены работы современных мастеров. Непосредственно у автора можно купить картину для коллекции или в подарок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector