Рисунки иисуса христа

Рисунки иисуса христа

12 древнейших изображений Иисуса Христа

Каковы древнейшие изображения Иисуса Христа в мировом (европейском) искусстве? Стало мне как-то интересно. Списки, найденные в сети, меня не удовлетворили (1) (2) (3) (4), поскольку они на самом деле являются просто надерганными картинками из вики-статьи Depictions of Christ. Так что, засучив рукава, пришлось составить самостоятельно. Итог оказался крайне любопытным.

Мои принципы составления списка: точную хронологию, за давностью лет, установить невозможно. Какая катакомбная фреска древнее — никто не знает. Поэтому я решила не брать много катакомбных фресок одного столетия (а ранних «Иисусов» больше всего именно в этой технике), а взять разные техники, и от каждой выбрать по объекту.

Граффити
(ок. 200 года (?), конец I века — конец III века)

Один из бесспорных пунктов в списке древнейших изображений Христа — т.н. «Граффити Алексамена«, выцарапанная в одном из римских зданий эпохи Северов. Это карикатура, предположительно высмеивающая христиан и изображающая Иисуса в виде животного.

Надпись на этом «рисунке на заборе» гласит «Алексаменос поклоняется [своему] богу».
Граффити выставлено в одном из римских музеев.

Фреска
(ок. 232 года)

Еще одно произведение искусства, которому в литературе отдают титул одного из древнейших. Фреска на сюжет «Воскрешение Лазаря» была обнаружена при раскопках церкви в Дура-Европос (Сирия), знаменитой тем, что она является самой ранней идентифицированной христианской домашней церковью (ранее обычный жилой дом, преобразованный в небольшой храм в 1-й половине III века).

Воскрешенный Лазарь — это человек, который встал и несет свою кровать (но тогда, как правильно указали в комментариях, название неправильное, и это должно быть «Исцеление расслабленного», именно он таскал кровать). Иисус — выше.

Эта фреска была найдена при раскопках в 1928-37 годах и ныне выставлена в Йельском университете, откуда была экспедиция.

Впрочем, изображений Христа в технике фрески в различных сценках достаточно много в римских катакомбах, в том числе из того же III века, что в примере выше. И я не знаю, на каком основании, при такой расплывчатой датировке, их считают более поздними, чем предыдущую.

Вот эту сцену с проповедующим Христом (в образе философа в тоге) из римских катакомб Домитиллы в одном месте датируют IV веком, а в другом пишут, что это аж II век.

Из тех же катакомб Домитиллы происходит одно из древнейших изображений Христа в образе Доброго пастыря.
Пишут, что это III век. В данном случае (как и во всех остальных в этом списке) точно сказать, что это самое древнее — невозможно, никто точные годы создания не подписывал.

Тут надо напомнить, что в первый период после появления христианства верующие испытывали большие идеологические проблемы с изображением Христа, поскольку считалось, что изобразить его и невозможно, и запрещено. Это поначалу обходили использованием символов и античных аналогий: силуэта рыбы, фигур Орфея или Криофора (несущего жертвенного агнца, так ранее изображали бога Гермеса). При этом до конца быть уверенными, в том что тут уже именно Христос, а не аллюзия на него, или вообще языческий образ — совершенно не возможно.

UPD: как комментирует нам ув. Михаил Медведев: Антропоморфная иконография «то ли Христа, то ли Его символов» должна имго включаться в список в ясном осознании того, что мы не можем провести чёткую черту и отделить символ от «портрета». Вероятно, дикая идея изобразить Бога, хотя бы и воплотившегося, укоренялась и осуществлялась постепенно, через приближение. Где Пастырь – иллюстрация к притче, а где – аллегорический образ Самого Христа? Это ведь действительно неясно. В поздней иконографии есть маркеры, в ранней – нет.

Если же говорить о привычном нам образе бородатого Христа, то одним из самых ранних, видимо, является эта катакомбная роспись — из катакомб Коммодиллы, конец IV века. Такая иконография (вместо молодого безбородого пухлощекого юнца, каким Христа изображали раньше) сложилась, быть может, под воздействием образов античных философов, которые по традиции были бородаты.

Мозаика
(ок. 250 года)

Древнейшим уцелевшим мозаичным изображением Христа является, видимо, «Христос Sol Invictus» (он же бог Гелиос), найденная в Мавзолее М (гробнице Юлиев) ватиканского некрополя под Базиликой Святого Петра в Риме.

Эта гробница была обнаружена в 1574 году, когда рабочие случайно пробили потолок во время ремонта пола в Базилике.

Рельеф
(ок. 275 года)

Рельефов с изображением Христа, трактованного по-античному, в III веке создавалось уже достаточно. Вот один из первых уцелевших: саркофаг 270-275х годов, находящийся в римской церкви Санта-Мария-Антиква.

Здесь к Христу относятся два правых изображения: Добрый Пастырь, и с краю — сцена Крещения, в которой Христос маленького роста (два сюжета с противоположной стороны — история Ионы).

Статуя
(III век)

Видимо, одним из древнейших изображений Иисуса Христа в круглой скульптуре (т.е. не в рельефе, а в той, что можно обойти), является «Добрый Пастырь» из Музеев Ватикана, разрабатывающий ту же древнюю языческую тему, о которой шла речь выше.

Однако, несмотря на то, что это одна из самых известных статуй на эту тему, отдать ей пальму первенства мне мешает «мелочь»: на сайте музея написано, что первоначально это была не отдельная статуя, а тоже рельеф саркофага, которую обособили в XVIII веке!

Тот саркофаг выглядел, очевидно, примерно так, только работа была тоньше.

Тем не менее, в эти последние века античности перед падением Рима можно найти и другие статуи Христа,
Например, вот этот «Сидящий Христос» из Чивита Латина (c.350-375, Museo Nazionale Romano—Palazzo Massimo alle Terme, Rome), выведенный в образе античного философа, молодого, прекрасного (как корейский айдол) и безбородого.

Но вскоре отдельные статуи вообще исчезнут, т.к. слишком сильно они будут ассоциироваться с поганым язычеством. В Византии они вообще не возникнут, а в Западной Европе они вернутся и станут нормой только в районе XII века.

Монета
(450 год)

Самым первым примером проникновения Христа на монету считается византийский солид 450 года, выпущенный в честь бракосочетания Пульхерии (актуальной обладательницы титула императора после смерти брата Феодосия II), с Маркианом, который и стал следующим императором. У новобрачных не было отца, вести к венцу их было некому, и поэтому на реверсе пару благославлял стоявший между (и над) ними Христос. Сохранился один экземпляр такой монеты, в Глазго.

Христос — это центральный персонаж на правой стороне монеты, он благославляет жениха и невесту. Подробно о загадках иконографии монет мы говорили тут.

Икона
(середина VI века)

Бесспорно, древнейшей уцелевшей иконой Христа является энкаустическая работа, сохранившаяся в Монастыре св. Екатерины на Синае. Она изображает Христа как Пантократора, и это уже совершенно классический образ. Других икон той эпохи не сохранилось из-за иконоборчества и слишком проблемного региона вокруг.

Миниатюра
(VI век)

Книги сохраняются еще хуже. Древнейшие уцелевшие иллюминированные (с картинками) манусрипты со Священным Писанием относятся к VI веку (без картинок есть и более ранние). Тут у нас несколько соискателей титула «древнейший» в номинации.

«Евангелие Августина» (Augustine Gospels), хранящееся в Кембридже — древнейшая иллюминированная рукопись евангелий на латыни. В ней сохранилась всего пара миниатюр (другие вырваны). Одна из уцелевших показывает череду узнаваемых сценок из жизни Христа, из Страстного цикла.

Более конкретно, 586 годом датируется уже сирийский манускрипт — Евангелие Рабулы (Библиотека Лауренциана, Флоренция), где, в частности, находится, как пишут, древнейшая миниатюра конкретно со сценой Распятия Христова.

Основываясь на стиле, серединой VI века датируют греческий «Синопский кодекс» (Национальная библиотека Франции, Париж). Изображения Христа там тоже есть.

Вот сцена с чудесным исцелением слепого.

Декоративно-прикладное искусство
(VI век)

Пишут, что Христос есть на каких-то геммах и камеях III века, но найти мне их не удалось. Взамен предложу вам более известный артефакт, т.н. «Крест Юстина II» (в сокровищнице Базилики св. Петра в Риме).

Это один из древнейших реликвариев с частицами Истинного креста, найденного св. Еленой при раскопках на Голгофе. Но для нас важно, что на этом распятии (опять-таки одном из древнейших образцов жанра «распятий»), использованы изображения Иисуса Христа. Причем и как Агнца, и как Человека. Примерно тогда Церковь наконец разрешила Христа нормально изображать, с этим связано появление его образа на распятиях, которые в итоге станут стандартом.

На лицевой стороне креста лишь посвятительные надписи от дарителей и драгоценные камни.

То, что нам нужно — на обороте. Фигуры расположены в медальонах, напоминающих монеты.

UPD: принесли в комментарии со словами, что насколько помнится, вот древнешее изображение распятия.

Гемма (яшма). 2-3 века н.э., Рим. Британский музей

Деревянная статуя
(770-880 годы)

Помните, я писала выше, что отдельных статуй Христа не будет до зрелого Средневековья? Это в массе, а вот отдельные экземпляры попадаются. По крайней мере, это доказала недавняя экспертиза, радиоуглеродная.

Анализ древесины, из которого сделано «Луккское распятие» (Volto Santo di Lucca) в Соборе св. Мартина (Лукка, Италия), дал четкое окно в сто с лишним лет в течение VIII-IX веков. Удивительное дело, на сей раз оно совпадает с легендами, согласно которым распятие чудесным образом прибыло в Лукку в 782 году.

Высота этой статуи 2,4 метра.

До этого титул самой древней датированной статуи (тоже распятия) удерживал «Крест Герона» (Gero-Kreuz) , созданный 965–970 годы и находящийся в Кельнском соборе. Правда, с оговоркой «к северу от Альп». Кто был «к югу», я не нашла, очевидно, Луккское, но, может, еще какие-то итальянские есть?

Это тоже деревянная статуя, ее высота 187 см.

Кто является древнейшей каменной статуей Христа в постантичную эпоху, мне найти не удалось.
Искать надо, наверно, во Франции. И то, мне кажется, это все будут рельефы сначала, и четкого момента перехода не отфиксировали ученые.

Нерукотворный образ
(1260-1390 годы)

Не знаю, куда отнести подобное. Пусть будет «смешанная техника, коллаж, аппликация, батик».
Единственным относительно датированым является одна, пусть она и идет в «древнейшие» — Туринская плащаница.
Опять-таки радиоуглеродный анализ показал, что она была изготовлена между 1260-1390 годами.

Рисунки иисуса христа

Очень важная деталь — практически всегда в сюжете Рождества присутствует фигура согбенного, тревожного, отягощенного думами Иосифа. Он все еще не может в себя вместить великую тайну и чудо Рождества от непорочной Девы.

И любопытно, что рядом с Иосифом изображен старец в косматой шкуре с кривой палкой — он выглядит как пастух, и его часто истолковывают как одного из пастухов. Но, возможно, это искушающий дух, нечто темное и злое, что внушает Иосифу недобрые мысли. Неслучайно рядом или между ними — сцена омовения Того, Кто омоет всякую тьму.

Итальянский мастер Беноццо Гоццоли при дворе Медичи считался одним из лучших мастеров. В длинных вереницах гостей он запечатлел своих современников, заказчиков, могущественных герцогов-правителей Флоренции. Художник позволил всем стать участниками торжественного шествия к родившемуся Спасителю.

Беноццо Гоццоли показывает праздничные одежды волхвов, их сосредоточенный вид. Волхвов, или как их еще называли, магов, царей, традиционно изображали людьми разного возраста — юношей, зрелым мужем и стариком. А иногда даже как представителей разных рас — европейцем, азиатом, эфиопом. Это подчеркивало единство человеческого мира в радости о Христе.

Капеллу семейства Медичи во Флоренции так и будут называть — капелла волхвов.

Радость и ожидание — главные настроения праздника Рождества, а потом события будто ускоряют свой ход. И вот уже волхвы, встретившиеся с младенцем Христом и отдавшие дары, во сне слышат призыв ангела не возвращаться в Иерусалим, уходить из Вифлеема другой дорогой.

И как изображено на еще одной средневековой миниатюре, пробудившись, волхвы садятся на корабль и отправляются в дальний путь, все еще озаряемые Вифлеемской звездой. Она теперь не погаснет никогда, направляя всех по пути спасения.

Наступают трагические события. Царь Ирод, который славился своей жестокостью и жаждой власти, не дождался волхвов и приказал своим солдатам истребить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев младше двух лет.

Сцена бегства Святого Семейства в Египет тоже нередка в живописи и иконописи.

Немец Адам Эльсхаймер — признанный мастер так называемых ноктюрнов, то есть ночных сцен. Небольшая по размеру картина наполнена светом звезд и луны, здесь даже различима полоса Млечного Пути. Через этот мрак, через эту ночь в тишине следует Иосиф и дева Мария с Младенцем, и они успевают уйти из Вифлеема до начала страшных событий.

Да, младенца Христа спасли, но наступает жертвенное время для матерей Вифлеема. Сцены избиения младенцев художники изображали с давних времен.

Повествования о детстве Христа в каноническом Евангелии практически нет — никаких подробностей, которые бы говорили, как Он рос и что с Ним происходило. Известно, что вернулся Иосиф с Девой Марией и Христом обратно в Назарет, где они жили, только после смерти царя Ирода.

В восточной христианской традиции старались не изображать то, чему не было прямого подтверждения в канонических текстах. Очень часто на эту тему писали западноевропейские мастера, у них более свободный, мечтательный, сказочный язык.

«Христос среди учителей» — работа итальянского мастера Джотто. Это момент, когда в тревоге разыскивающие отрока Мария и Иосиф находят его в одном из помещений иерусалимского храма, где собирались почитаемые мудрецы и книжники. Они увидели, что Христос сидит посреди учителей и учит их, а они дивятся разуму Его.

Джотто избегает резких жестов — у фигуры юного Христа здесь, скорее, жест обращения и разъяснения, а мудрецы застывают в раздумье, изумлении, как будто пытаются из собственной косности извлечь эмоции. Они с трудом поворачиваются друг к другу и вглядываются в юного Иисуса.

Эта сцена провозвещает в будущем учительство Христа.

Симоне Мартини — итальянский мастер XIV века, один из тех, кто в средневековое декоративное суховато-резкое изобразительное искусство вносит ренессансные черты, эмоции, выразительные жесты. Своего рода биение сердца, которое все чаще будет ощущаться в канонических сакральных сценах.

Дева Мария, как будто присевшая от усталости, от только что пережитого испуга, кротко вопрошает свое дитя: «Сын, что Ты сделал с нами? Мы с великой скорбью искали Тебя». И вдруг он, мальчик 12 лет, так величаво и спокойно говорит: «Зачем было вам искать Меня? Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Отца Моего?».

Он говорит о своем доме — храме, о Себе как о жителе не земли, но неба. И у Евангелиста читаем слова: «Они не поняли слов Его и вскоре ушли вместе в Назарет». Как могли они не понять? Но ведь даже близкие Христа — люди.

10 ранних изображений Христа: от мозаик и рельефов до древних карикатур

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Христос — Добрый Пастырь

Мавзолей Галлы Плацидии
В раннем христианстве Христос часто изображался в образе простого деревенского пастуха. На мозаике, хранящейся в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне, молодой юноша Иисус совсем не выглядит, как деревенский пастух, хотя тоже пасет овец. Облаченный в дорогие одежды, он, сидя в величественной позе на пригорке, символизирующем трон, держит в одной руке крест, ассоциирующийся с императорским жезлом. Очевидно, это была попытка соединить политическую власть императора и божественную силу Иисуса

2. Деревянные двери церкви Санта Сабины

Церковь Санта Сабины, Рим
Старейшая в Риме церковь Санта Сабины, построенная в 432 году, прекрасно сохранила не только свой первоначальный архитектурный облик, но даже и деревянные двери с панелями. На них неизвестным мастером вырезан рельеф, иллюстрирующий различные сцены из Библии. Среди прочих здесь имеется и одно из самых ранних изображений замученного Христа, на котором он изображен как длинноволосый и бородатый человек, свисающий с креста.

3. Христос, попирающий зверей

Часовня архиепископа, Равенна
В часовне архиепископа в Равенне хранится мозаика с изображением Христа, стоящего на шеях льва и змеи. Образы эти восходят к священному писанию. Композиция основана на священном писании. В Псалме 91.13 говорится: если Вы любите Бога: ”Вы будете Наступать на льва и кобру, Вы растопчете великого льва и змею”. Молодой, безбородый Христос на этой мозаике изображен в облачении воина.. В правой руке он держит крест, в левой – книгу, на которой видна надпись «Ego sum via, veritaset, vita». Часовня была построена в V веке, в период борьбы между различными христианскими сектами, возможно, с этим и связан образ Христа-воина.

4. Исцеление истекающей кровью женщины

Катакомбы Марселлинуса и Питера
Знаменитые римские катакомбы использовались христианами, как места погребений. На стенах катакомб святых Марселлинуса и Питера, построенных во втором или третьем веке, среди тысяч захоронений находится одно из самых ранних изображений, иллюстрирующих Евангельский рассказ о спасении Христом женщины, кровоточившей в течение 12 лет, и которую спасла только ее вера в Христа.

5. Исцеление парализованного человека

Сирия
Одна из самых известных историй из Нового Завета — исцеление Иисусом парализованного человека. Друзья так отчаянно пытаются попасть к Иисусу, что они срывают крышу на доме, в котором находится Иисус, и опускают больного внутрь вместе с постелью. Увидев это, Иисус сказал ему: ”Вставай, бери свою постель и иди домой”. После этих слов человек действительно встал и ушел. Фреска, иллюстрирующая эту историю, была обнаружена на стене церкви в Сирии. Датирована она примерно 230 годом.

6. Мадонна с младенцем

Катакомбы Присциллы, Рим
Катакомбы Присциллы — самые древние в Риме. Однако, они известны не только этим. Благодаря археологическим раскопкам, там была найдена древнейшая фреска, на которой изображена Богоматерь с младенцем на руках. Рядом с ней стоит один из пророков, в одной руке держащий книгу, а другой – указывающий на звезду. Фреска находится на потолке над могилой Святой Присциллы и датируется примерно 225 годом н.э.

7. Добрый Пастырь

Св. Каллисто, Рим
В христианских катакомбах очень часто изображали Христа в образе Доброго Пастыря. И катакомбы Каллиста, самое крупное подземное захоронение христиан Рима, не исключение – там тоже имеется такое. На нем Христос изображен как молодой юноша, простой пастух, с ведерком молока, для того, чтобы подкармливать овец. На плечах у юноши – ягненок. Это одно из самых известных ранних изображений такого типа.

8. Мозаика в храме св. Марии

Хинтон
Напольная мозаика в церкви Св. Марии в Хинтоне необычна тем, что на ней смешаны христианские и языческие образы. Создана она в начале IV в., когда в Римской империи официально приняли христианство. На этой мозаике греческий мифологический герой, изображенный сидящим на крылатом Пегасе, соседствует с погрудным изображением безбородого мужчины. За головой этого мужчины – две греческие литеры «ки» и «ро», При скрещении они образуют монограмму имени Христа. В те далекие времена такая монограмма являлась символом христианства. Считается, что на этой мозаике впервые Христос изображен в образе человека, до этого христиане для этой цели пользовались исключительно символами.

9. Распятие на пластинке из слоновой кости

Британский музей
В Британском музее хранится пластинка из слоновой кости, сделанная в Риме в V веке, на которой вырезано панно с изображением распятия. Предполагают, что на нем впервые изображена фигура распятого Христа, а не символический крест. На панно вырезана и фигура повесившегося Иуды, а под ним — мешок с рассыпанными сребрениками, которые он получил за свое предательство.

10. Граффито Алексаменоса

Рим
Рисунок-граффити, найденный на одной из стен в Риме, сейчас хранится в Антикварном музее Палатина и носит название Граффито Алексаменоса. Он представляет собой одно из самых первых изображений распятия Христа, правда, в карикатурной форме, поэтому второе его название – Богохульное граффито. На рисунке изображен человек, поклоняющийся распятой на кресте фигуре с ослиной головой. Рисунок сопровождается надписью «Алексаменос поклоняется Богу своему», Автор этого рисунка явно не был христианином.

Читайте также  Рисунок мэрилин монро
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector