Изучаем буквы в действии!
Этот блог посвящён знакомству с алфавитом — у нас оно должно получиться креативным, развлекающим, развивательным, познавательным и, наконец, вкусным! Будьте с нами!
pirmdiena, 2014. gada 16. jūnijs
Буква И — занятие, игры
1. Занятие про букву И
2. Загадки с обобщающим словом на И
Держится подружка за моё ушко,
Век бежит со мной стежкою одной. (Иголка с ниткой)
Это разные предметы, а что их объеденяет вместе? — Иголки!
Из скольких слогов состоит это слово? — Из трёх!
Почему? — Так как есть 3 гласных звука.
Какой слог ударный? — Второй.
3. Игра «Сломался телевизор» (идея от сюда)
Взрослый говорит звук И и выкладывает карточку с картинкой — ребёнку нужно закончить слово.
(и)грушка, (и)голка, (и)збушка, (и)рис, (и)зюм, (и)ндеец
4. Составление наглядных звукосочетаний из карточек:
ИА, АИУ, ОАИ, УИ
5. Развитие фонематического восприятия
7. Игра «Один-много» (взрослый кидает мяч ребёнку, называя слово в единственном числе, ребёнку нужно кинуть назад, называя слово во множественном числе)
носок — носки
иголка —
коробка —
дверь —
кружка —
индюк —
игрушка —
перчатка —
нитка —
снежинка —
мальчик —
вилка —
капля —
девочка —
зонтик —
сапог —
8. Образовать прилагательные-антонимы
высокий — низкий
широкий — узкий
большой — маленький
плохой — хороший
холодный — горячий
9. Игра «Что лишнее?» («Четвёртый лишний»)
Выкладываются несколько картинок или предметов и надо определить в какой картинке нету звука И (или просто на слух).
1= мишка, лиса, волк, тигр
2= очки, осы, ива, индюк
10. Чудо-дерево
Нужно выбрать картинки (надписи) в названии которых есть звук И и «повесить» на дерево как листочки. Я сделала такое дерево (распечатывать на А4) и к нему листочки (А5) — даю пустые листочки, так что вы сами можете вписать туда нужные слова:
11. Найти спрятавшуюся букву И
12. Сказка про братьев Ик и Ищ (источник)
Жили-были два брата. Одного звали Ие, а другого — Ищ. Ик был маленький, а Ищ — огромный (показ «портретов»). У Ика был домик, а у Ища — домище. А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.
(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).
У Ика не рот, а .
У Ика не нос, а .
У Ика не глаз, а . и т.д.
А что же Ищ? Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.
У Ища не рот, а .
У Ища не нос, а .
У Ища не глаз, а . и т.д.
Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о братце Ище.
В именах Ик, Ищ есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.
13. Найди все буквы И и обведи их (источник)
14. Найди спрятанные буквы И (можно также Й) и обведи их (источник)
На что похожи буквы: азбука в картинках-ассоциациях
ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 04.10.2019 | Ольга Васильевна Лысенко Оставить комментарий Далеко не все «азбуки в картинках» идут на пользу детям. Некоторые могут наоборот — задержать процесс обучения и внести путаницу в сознание юного ученика. К этому приводит вот что: .
Во-первых, хочется отметить, что данное пособие вызывает у меня чувство полного удовлетворения, стопроцентного попадания в цель. Пособие одинаково позитивно воспринимается как взрослыми, так и детьми.
Учителя довольны, потому что наличие одной такой мнемокартинки снимает целую массу проблем с запоминанием. Возникновение ярких ассоциативных связей позволяет увеличить
- скорость запоминания,
- объем памяти.
До создания этого пособия мы пытались решить проблему запоминания разными способами.
Мы пробовали лепить буквы
Минусы — занимает массу времени, срабатывает не на всех. Вылепленная буква — это просто прием, действующий на один раз. Да, ребенок трогает пластилин руками, но какой образ-ассоциация остаётся у него после этого занятия?
Большой разницы между просто вылепленными полосками из пластилина и полосками, соединенными в буквы, не наблюдается.
Ребенок помнит, что на уроке он лепил. Но что именно лепил — не помнит. Поэтому от лепки пластилиновых букв мы отказались давно.
Другое дело лепить из буквы образ-ассоциацию: Д — домик, З — зайчик.
Посмотрим, как проблему запоминания букв можно решить с помощью лепки:
Мы пытались пользоваться пособиями других авторов
Такие пособия можно условно разделить на две группы:
- Картинка + буква, на которую начинается слово
- На какой предмет похожа буква.
- Буквы написаны разными узнаваемыми шрифтами
- Можно успешно проводить упражнения по звуковому анализу.
А теперь «шедевры». Методика «Как обучать ребенка, чтобы он никогда не выучил буквы». Как задержать процесс обучения и внести полную путаницу в сознание юного ученика.
Все эти пособия продаются. Их кто-то покупает и пытается научить своего ребенка. Это печально.
Подбирая инструменты для обучения, проявляйте разумную бдительность. Смотрите, на что на самом деле направлено пособие.
В итоге мы сделали свой системный инструмент: «Азбука в картинках-ассоциациях»
- Работая с этим пособием, ребенок чётко выделяет первый звук и видит образ-ассоциацию с единственным смыслом. А — аист, О — обруч, Р — рука.
- Внимание сосредоточено на предмете изучения, а не рассеивается на красивые рамочки и украшалки, которые не добавляют смысла. Одна буква — одна ассоциация.
- Нашу картинку ребенок может легко срисовать сам, используя любую контурную букву.
- Используя образы-ассоциации из пособия, мы играем в игру «Покажи букву телом».
- Пособие легко используется в индивидуальной и групповой работе.
Гласные дружат парами
Есть особенности при изучении букв Е и Э. Буква Э изучается в начале, буква Е — позже. К моменту прохождения буквы Е, дети уже знают, что гласные буквы дружат парочками. И если долго протянуть букву-смягчитель, то услышишь имя ее подружки. Е протягиваем, в конце слышим Э. Буквы Е и Э показывают язычки друг другу.
Аналогично парой изучаются буквы Ё-О. Протянем Ё, слышим – О. Буквы дружили. Поэтому, чтобы никто не забыл об их дружбе, буква Ё взяла себе две маленькие «О-ошки» и посадила их себе на голову. Произносим Ё и протягиваем О-О. Это единственная буква с двумя «ошками» на голове.
Последняя страница пособия представляет все гласные, написанные парами. Протяни имя буквы-смягчителя из левого столбика и услышишь имя гласной буквы – соседки справа. И-Ы являются исключением из этого правила, но тоже запоминаются в паре.
Я очень надеюсь, что пособие «Азбука в картинках-ассоциациях» поможет вашим детям запомнить буквы легко и без напряжения.
Хорошим подспорьем в работе учителя станет запись вебинара «Азбука». Здесь вы найдете методику эффективного запоминания букв, которая применима в рамках любой образовательной концепции (традиционного, авторского, домашнего, развивающего обучения).
Четко выстроенная методическая последовательность этапов запоминания необходима каждому учителю для получения гарантированного результата. Для ребенка вся система представлена в виде игр.
Полтора часа игр, которые превращают процесс обучения буквам из мучительных уроков в веселое приключение.
Сейчас у вас есть возможность приобрести «Азбуку в картинках-ассоциациях» в электронном виде.
Это семнадцать листов PDF для печати на принтере на бумаге размера А4. По две буквы на странице, как на картинке.
Об авторе: Ольга Васильевна Лысенко
Педагог с 20-летним стажем, автор методик интенсивного обучения чтению, математике, каллиграфии, русскому языку.
Как быстро обучить ребенка буквам?
Посмотрите запись вебинара, в котором Ольга Лысенко щедро делится приёмами обучения буквам, чтению и письму.
Раньше эта запись продавалась за 5000 рублей, но сейчас мы получили разрешение высылать её всем, кто интересуется методикой.
Обязательно посмотрите этот вебинар сами и дайте посмотреть вашему преподавателю по подготовке к школе. Как всегда, у Ольги Васильевны максимум полезной информации в единицу времени, отточенные годами упражнения, энергичный темп и заряжающий позитив.
Автоматизация звука «С» в картинках
Далее задания усложняются и переходим к автоматизации в слогах. Но для того, чтоб ребенку было интереснее произношение слогов рекомендуется обыграть. Для этого можно скачать Бродилки в интернете , можно сделать их своими руками, а можно скачать у нас на сайте.
Ребёнок повторяет слоги и идет пальчиками по бродилкам. Заодно это будет полезно и для развития мелкой моторики пальцев рук.
Во время занятий ВАЖНО постоянно следить за артикуляцией звука [С]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.
1. Автоматизация звука [с] в прямых слогах:
- СА – СА – СА – СА – СА
- СО – СО – СО – СО – СО
- СУ – СУ – СУ – СУ – СУ
- СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ
- СЭ – СЭ – СЭ – СЭ – СЭ
2. Звук [с] в обратных слогах:
- АС – АС – АС – АС – АС
- ОС – ОС – ОС – ОС – ОС
- ИС – ИС – ИС – ИС – ИС
- УС – УС – УС – УС – УС
- ЕС – ЕС – ЕС – ЕС – ЕС
- ЯС – ЯС – ЯС – ЯС – ЯС
- ЮС – ЮС – ЮС – ЮС – ЮС
- ЁС – ЁС – ЁС – ЁС – ЁС
3. Автоматизация звука [с] в интервокальных слогах:
- АСА – АСА УСА – УСА ОСА – ОСА ИСА – ИСА
- АСО – АСО УСО – УСО ОСО – ОСО ИСО – ИСО
- АСУ – АСУ УСУ – УСУ ОСУ – ОСУ ИСУ – ИСУ
- АСЫ – АСЫ УСЫ – УСЫ ОСЫ – ОСЫ ИСЫ – ИСЫ
- АСА – УСА – ОСА – ИСА
- АСО – УСО – ОСО – ИСО
- АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ
- АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ
4. Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных:
- СТА – СТА – СТА – СТА – СТА
- СТО – СТО – СТО – СТО – СТО
- СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ
- СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ
- СПА – СПА – СПА – СПА – СПА
- СПО – СПО – СПО – СПО – СПО
- СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ
- СПУ – СПУ – СПУ – СПУ – СПУ
- СКА – СКО – СКУ – СКЫ
- СВА – СВО – СВУ– СВЫ
- СФА – СФО – СФУ – СФЫ
- СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ
- СМА – СМО – СМУ – СМЫ
- СНА – СНО – СНУ – СНЫ
5. Автоматизация звука [С] в словах, звук в начале слова:
СА: Сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо, са-у-на, са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва, со-фа;
СО: сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка, сот-ня, сой-ка, со-ты, сон-ный;
СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки, су-хой, суг-роб, су-дак;
СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать;
6. Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных:
Сва-и, сво-бо-да, свой, свод, ска-мей-ка, ска-кать, скат, ско-ба, ску-ла, смо-тать, сно-ва, сноп, сны, спать, спо-кой-но, спут-ник, спу-тать, спуг-нуть, ста-я, ста-кан, ста-нок, ста-до, став-ни, ста-вить, стать, ста-ди-он, стог, сто, стук, сту-пень-ки, сту-па, сту-дить, сту-дент, сты-нуть.
7. Автоматизация звука [С] в середине слова:
СА: о-са, ко-са, пи-сать, ку-сать, по-сад-ка, гу-сак, Ан-фи-са;
АС: пас-та, пас-тух, на-ста-нет, кас-кад, кас-ка, мас-ка, о-пас-но, бас-ня;
СО: пе-сок, ку-сок, но-сок, бо-сой, о-со-ка, вы-со-кий, по-я-сок, ко-ле-со;
- ОС: пост, воск, мост, ки-оск, хвост;
- СУ: не-су, па-су, по-су-да;
- УС: куст, пус-то, ка-пус-та, ав-густ, фо-кус-ник;
- СЫ: ве-сы, бу-сы, гу-сы-ня, по-сы-пать, ко-сын-ка;
- ЫС: выс-туп, вы-став-ка;
- ИС: писк, мис-ка, диск, а-ист, а-ис-тё-нок, пи-а-нист, тан-кист;
- ЕС: мес-то, тес-то, тес-но, тес-но-та, вес-на;
- ЮС: бюст;
- ЯС: яс-ный.
8. Автоматизация звука [С] в конце слова:
- АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас.
- ОС: нос, по-кос, под-нос, ко-кос.
- УС: вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус.
- ЫС: мыс, ку-мыс.
- ИС: Де-нис.
- ЁС: пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс.
- ЕС: на-вес.
- ЯС: по-яс.
9. Автоматизация звука [с] в словах с двумя этими звуками:
Стас, сос-ка, сос-на, ук-сус, на-сос, со-ус, Су-сан-на, Сам-сон, кос-мос, со-суд, ста-мес-ка, сак-со-фон.
Можно закреплять звук С , называя или повторяя слова на картинках, а можно сделать занятия еще более интересными и разнообразными. Для этого мы предлагаем Вам варианты игр и упражнений. Данные игры помогут не только автоматизировать звук в словах, но и разовьют грамматический строй речи, память, внимание, мышление вашего малыша.
Варианты игр:
1. «Назови и повтори»
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком С (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.
2. «Чего не стало?»
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком С (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало стола, не стало самовара и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.
3.»Что изменилось?»
Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком С, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.
4.»Четвертый лишний»
Для данной игры берутся карточки со звуком С, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, стол, сова, рак, сок. Лишняя карточка РАК, здесь нет звука С).
5. «Один-много»
Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, сова — много сов, стул — много стульев, стол — много столов). Не забывайте слова произносить правильно!
6. «Большой — маленький»
Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — СКАМЕЙКА, к маленькому — СКАМЕЕЧКА.
7. «Посчитаем»
Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного. Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — сумкА, но две, три, четыре — сумкИ, пять — сумОК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов.
Автоматизация звука «С» в слогах и словах при помощи картинок поможет родителям и учителя-дефектологам сделать занятия более увлекательными.