Картинки илья муромец

Картинки илья муромец

1 января — День Ильи Муромца: Кто был реальным прототипом богатыря и где его потомки

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Илья Муромец в древнерусских былинах

Илья Муромец — один из самых известных героев древнерусского былинного эпоса, выходец Северо-Восточной Руси из простой крестьянской семьи. Из былин известно, что героические события Ильи начинаются после 33 лет. Все свое детство и юность он просидел на печи. И все это было не спроста, а из-за того, что не владел он своими руками и ногами. Существует гипотеза, что это было какое-то редкое гормональное заболевание, которое также спровоцировало такие большие габариты богатыря.

В былинах было несколько версий исцеления богатыря. По одной из версий, Илье помогли народные целители, которые вправили ему позвонки и поили целебными отварами. По церковной версии, исцеление Ильи — это чудо, которое даровал ему Бог. Самая популярная версия в былинах — чудесное исцеление от волхвов («каликов перехожих»). Якобы те пришли к нему в дом и попросили принести им воды. Он, конечно, ответил, что не может ходить. Но они второй раз попросили принести им воды и после этого Илья смог встать и выполнить просьбу старцев. Старцы сказали ему выпить эту воду, и она даровала ему исцеление и силушку богатырскую. Затем они велят ему идти в Киев на службу к князю Владимиру.

Реальный прототип богатыря

До сих пор ученые ведут споры, кто же был прообразом богатыря. Так как он жил в XII веке, достоверных сведений о нем сохранилось мало. Одна из главных версий прототипа богатыря — святой Илия Печерский — инок Киево-Печерского монастыря. Родом он был из Мурома, отличался большой силой и одержал немало воинских побед. Также он известен по прозвищу «Чоботок», которое он получил, когда Илия сумел, за неимением другого оружия, отбиться одним сапогом от половцев, решивших напасть на монастырь. После принятия монашества, его причислили к лику святых под именем «преподобный Илия Муромец». Предположительно погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславовичем.

В 1988 году ученые, которые исследовали мощи святого, заметили искривление позвоночника в поясничном отделе и увидели отростки на позвонках. Из этого следует вывод, что Илья реально мог страдать параличом. Также были видны следы многочисленных ранений. Смерть, как полагают ученые, наступила от удара колющим предметом прямо в грудную клетку, проткнув прикрывающую ее левую руку Муромца. Именно так описывает Илью настоятель собора Василия Блаженного Иоанн Лукьянов — с одной пронзенной ладонью, а другой, сложенной для крестного знамения. Левая рука его символизирует служение воина, а правая — молитвенный подвиг. Основная часть мощей святого покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры, а часть их — в храме города Муром.

Однако далеко не всегда связывали былинного Илью со святым Илией. Считается, что разделение на сказочного и реального Муромца случилось из-за советской власти, чтобы из святого сделать сказочного и фольклорного героя. Это можно понять даже по тому факту, что Илью исцелили «калики перехожие», хотя в дореволюционном писании указываются, что это были Христос и два апостола.

Потомки Ильи Муромца

В преданиях сохранился адрес Ильи Муромца. В самом прозвище понятно, что речь идет о Муроме, регионе, где он родился. А в легендах часто речь идет конкретно о селе Карачарово, которое существует и в наши дни. И там живут люди, называющие себя потомками Ильи Муромца в 28 и 29 колене. Валентина Гущина и ее сын Алексей. Их предки были крестьяне и отличались большой силой, особенно прадед Афанасий. Он был настолько силен, что мог впрячься в телегу вместо лошади, если она не справлялась. Также ему было запрещено участвовать в кулачных боях, чтоб он случайно не убил соперника. Единственным вариантом его участия в этой забаве было связать руки за спину Афанасия, чтоб тот боролся только плечами.

Схожи богатырь с Афанасием не только в силе, но и во внешности. Аномальной силой обладает и Алексей Гущин. Однажды он забуксовал на машине после дождя на глиняном склоне горы и попал в колею. Алексей сам смог, схватившись за бампер, вытащить машину. Интересный факт, что неподалеку от дома Гущиных живет знахарь, который лечит людей заряженной водой. Говорят, что он даже излечил неходячего человека, который вышел от народного целителя на своих двоих. Возможно, этот знахарь является потомком тех «каликов перехожих», которые также по преданию вылечили Илью простой водой.

Традиции и обряды в День Ильи Муромца

В день Ильи было принято полониться земле русской и вспоминать подвиги народных героев. На Руси считалось, что 1 января — благоприятный день для обрядов и гаданий. По народным обычаям верили, что тот, кто в этот день проедет задом наперед на лошади вокруг дерева, которое расходится на два ствола из одного корня, не будет обманут и предан мужем или женой.

Также в этот день гадали на погоду. Брали двенадцать луковиц, чистили их от шелухи, насыпали на каждую луковицу немного соли и оставляли на печи. На какой по счету луковице соль будет наиболее влажной, тот месяц обещает быть самым дождливым в году. Также крестьяне гадали, будет ли урожайным грядущий год. Если в этот день ветрено, то будущий год будет урожайным на орехи. Если небо звездное, то уродит много гороха и ягод, а, теплая погода предвещала то, что уродится рожь.

Илья Муромец сын Ивана, угодник Божий преподобный Илия Муромец.

Один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь Илья Муромец сын Ивана, воплощающий общий народный идеал героя-воина. Впервые появляется в письменных источниках в XVI веке у Кмиты Чернобыльского как Илья Муравленин, у Эриха Лассоты — как Илья Моровлин, в некоторых былинах XVII века — как Илья Мурович или Илья Муровец.

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, Святогор дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец. Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам), не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королём; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея, которого не знают былины об Илье Муромце.

Однако, сказка — сказкой, былина — былиной, а Илья Муромец существовал в реальности, и более того, угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря старому стилю / 1 января новому стилю.

Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.

Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Прп. Илия — не первый и не последний воин, поступивший так. Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преп. Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преп. Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.

Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромца приходился на время игуменства преп. Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182), и под началом этого же великого подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова. Известно, что преп. Поликарп пользовался большим уважением со стороны великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий пост князь имел обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Вполне возможно, что одним из участников этих бесед был и бывший славный ратник преп. Илия.

В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением».

В советское время были предприняты большие усилия по дехристианизации образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в «воплощение народного идеала героя-воина». Так, например, характерной чистке подвергся известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят «калики перехожие», которые в итоге и исцеляют Илью. Кто они — во всех советских изданиях опущено. В дореволюционном же издании былины «калики» — это Христос с двумя апостолами.

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст — 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно — XI-XII вв. Интересен тот факт, что преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

В наше время былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание, в том числе и среди нецерковных людей. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Божию. Хотелось бы научиться от преп. Илии удивительной трезвости и рассудительности, благодаря которой мы смогли бы, как и он, будучи велики и способны в земных делах, не забывать и о Царствии Небесном.

Молитва святому преподобному Илии Муромцу.

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего Илию Муромца прославляюще, яко той в Церкви торжествующей пребывая, соратует сродницем своим и Церкви воинствующей, на враги видимыя и невидимыя Руси Святой испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно славят и чтут людие русские Христа Бога.

Постом душу Твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце Твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие. Темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси, и яко победоносец истинный воздаяния получил еси от Христа Бога. Тому помолися о душах наших.

Преподобный Отче Илия, моли Бога о нас!

В итоге получилась прелюбопытнейшая отечественная история, доказательства, которых можно найти в Киево-Печерской лавре.

Читайте также  Картинки демоны
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector