Обновленные Tesla Model S и Model X: три мотора и штурвал вместо руля
Уж сколько десятилетий мы видим концепт-кары со штурвалом на месте привычной баранки, но использовать его на серийных машинах пока никто не решался. Первым стал Илон Маск: настоящий штурвал появился у обновленных электромобилей Tesla Model S и Model X! Правда, о доработке рулевого механизма в компании не сообщают, так что рулить по-прежнему придется с перехватами, и удобство этого действия вызывает большие вопросы. Но, право же, разве это кого-то волнует в случае с Теслой?
А если серьезно, то электрический лифтбек Model S спустя восемь лет после дебюта пережил первую комплексную модернизацию. Новые версии или локальные доработки случались ежегодно, а единственный незначительный рестайлинг был в 2016 году. Теперь же «эска» одновременно обрела измененную внешность, полностью новый салон и улучшенную технику.
Внешние изменения невелики, но хорошо заметны: это новые бамперы (с переднего исчезли противотуманки) и колеса, а также темный декор вместо хрома (он на дверных ручках, подоконных молдингах и пятой двери). Зато с переделкой интерьера дизайнеры оказались куда смелее, и это касается не только штурвала. На рулевой колонке вы больше не найдете подрулевых рычажков: их функции возложены на сенсорные кнопки и барабанчики на спицах штурвала.
Вместо фамильного «вертикального» планшета по центру новой передней панели теперь красуется 17-дюймовый «горизонтальный» телевизор: у него повышенные яркость и контрастность, а разрешение экрана — 2200х1300. В отличие от младших моделей Теслы, сохранена отдельная комбинация приборов перед водителем: для нее установлен экран диагональю 12,3 дюйма. Воздуховоды системы вентиляции теперь замаскированы и не бросаются в глаза, а на центральной консоли расположены две площадки для беспроводной зарядки смартфонов и разъемы USB-C.
Сиденья второго ряда тоже новые, позволившие выиграть немного дополнительного пространства для седоков. А еще у них теперь есть свой восьмидюймовый дисплей, который расположен между спинками передних кресел и может соединяться с некоторыми игровыми консолями. Оснащение включает трехзонный климат-контроль и вентиляцию передних кресел.
Электротехника серьезно переделана. Прежде всего, появились новые электромоторы. Tesla снова после долгого перерыва начала открыто публиковать мощность силовых установок, но теперь скрывает емкость тяговой батареи. У базовой версии Model S Long Range, которая пришла на смену варианту Long Range Plus, полный привод и два двигателя. Пиковая отдача выросла с 564 до 679 л.с., а время разгона до 60 миль в час (97 км/ч) сократилось с 3,7 до 3,1 с. Максимальная скорость прежняя (249 км/ч), равно как и тяговая батарея (судя по всему, на 100 кВт∙ч). Но дальность хода опять немного подросла: с 647 до 663 км по американскому циклу EPA. Такая Tesla Model S стоит 80 тысяч долларов.
А вместо модификации Performance теперь долгожданная Tesla Model S Plaid с тремя электромоторами! Задние колеса приводятся индивидуальными двигателями, и это решение позволяет реализовать управление вектором тяги. Пиковая мощность — 1034 л.с.! Такой лифтбек может промчать зачетную четверть мили (402 метра) за 9,23 с, набрав 249 км/ч на выходе. Паспортное время разгона до 97 км/ч — 1,99 с против 2,3 с у прежней версии Performance. Максималка — 322 км/ч, правда, достичь ее можно только на специальных шинах, которые начнут устанавливать осенью. Аккумулятор здесь прежний, поэтому дальность хода — «всего» 628 км. А цена — 120 тысяч долларов.
Революция будет завершена к концу года, когда Tesla начнет выпуск тяговых батарей нового поколения. Илон Маск анонсировал их в прошлом году: при схожих габаритах емкость аккумуляторов должна оказаться больше, дальность хода вырастет примерно на 16%, а еще обещано серьезное снижение себестоимости. Такая батарея появится на электромобиле Tesla Model S Plaid+. У него те же электромоторы, что и у варианта Plaid, но пробег на одной зарядке превысит 840 км! А на разгон до 97 км/ч уйдет даже меньше, чем 1,99 с. Остальные подробности появятся позже, хотя цена известна: 140 тысяч долларов. Заказ уже можно оформить.
Вышеперечисленные доработки перешли и на кроссовер Tesla Model X, причем у него даже есть маленький бонус — измененные задние фонари. Двухмоторная версия Long Range (679 л.с.) может проехать 579 км и стоит 90 тысяч долларов. А трехмоторная Tesla Model X Plaid (1034 л.с.) с дальностью хода 547 км и разгоном до 97 км/ч за 2,5 с оценивается в те же 120 тысяч долларов, что и аналогичный лифтбек. Правда, максимальная скорость такого кроссовера — «всего лишь» 262 км/ч. Версия Plaid+ с новой батареей пока даже не анонсирована.
Tesla начнет производство модернизированных лифтбеков Model S уже через несколько недель. До кроссоверов Model X очередь дойдет чуть позже.
Весь модельный ряд Tesla по порядку выпуска
Пополнение модельного ряда Тесла происходит раз в несколько лет с 2008 года. Недавно появился кроссовер Model Y (март 2020). В общем количестве у Tesla все модели насчитывают пять разновидностей, готовятся к выпуску ещё три.
Первый оригинальный родстер (что отправлен в космос) не производится с 2012-го года и выбыл с рынка.
Это наиболее полный список моделей Тесла из когда-либо созданных, выпускавшихся и актуальных на данный момент, а также планируемых в будущем. Он будет полезен для тех, кто желает поближе познакомиться с признанным [Business Insider, 29 июня 2021] лидером рынка электротранспорта (EV, Electric Vehicle).
Все модели Тесла по порядку выпуска
У компании Tesla выпуск первого электромобиля состоялся в 2008-м году. Компания постоянно расширяет производственные мощности, чтобы в любом уголке планеты можно было купить их автомобиль с литиевым тяговым аккумулятором [InsideDeEVs, 21 октября 2021].
Tesla Roadster (2008 — 2012)
Первый коммерческий полностью электрический автомобиль компании. Первая серийная машина, запущенная в дальний космос на ракете Falcon Heavy в испытательном полете в 2018-м году. Илон Маск однажды назвал концепцию модели провальной [Fortune, 31 мая 2016].
- • 53 кВт·ч — тяговая батарея (узнайте почему кВт·ч, а не А·ч);
- • 350 км — максимальный пробег на одном заряде;
- • 200 км/ч — максимальная скорость;
- • 3,7 секунд — за столько разгоняется до 100 км/ч;
- • 2450 машин — продано за всю историю модели «Тесла Родстер».
Спортивный двухдверный заднеприводный кабриолет по образу Lotus Elise — общего 7% деталей [Блог Tesla, 3 марта 2008]. Был в серийном производстве.
НЕ производится, купить новым нельзя. Разрабатывается Roadster 2.
Tesla Model S (2012 — до сих пор)
Третий в ускорении среди когда-либо созданных серийных автомобилей. Первый в мире электромобиль, удостоенный в 2013-м году почётнейшей награды «MotorTrend Car of the Year» и высочайших позитивных оценок среди владельцев [Business Insider, 11 июля 2019]. Флагман Tesla.
- • 85-100 кВт·ч — тяговая батарея (зависит от версии/поколения);
- • 560-629 км — пробег на одном заряде;
- • 262 км/ч — предел скорости;
- • 2,4 секунды — разгон до 100 км/ч.
Пятидверный хэтчбек на заднем или полном (AWD) приводе (с 2014-го года добавляется буква «D» в названии). Регулярно обновляется. На этой модели проводились основные эксперименты с химическим составом аккумуляторов [EPA US, 22 февраля 2017].
Производится до сих пор и можно купить.
- • Цена: от $89990.
- • Цена в РФ*: от 6,45 + 2,66 = 9,11 млн рублей (2 мотора 580 кВт).
Tesla Model X (2014 — до сих пор)
Самый быстрый в ускорении кроссовер из когда-либо созданных (модификация Model X P100D). В 2017-м году ему дали провокационную оценку: «Заставляет каждый автомобиль с ДВС на шоссе казаться неуклюжим и неповоротливым пережитком 20 века» [Forbes, 11 декабря 2017]. Единственная модель Tesla, у которой моторизированные двери открываются вверх («Соколиные крылья»). Флагман модельного ряда.
- • 60-100 кВт·ч — тяговая батарея (отличаются по версиям);
- • 490-564 км — дальность хода на одном заряде;
- • 262 км/ч — максимальная скорость;
- • 2,7 секунд — время до 100 км/ч.
Пятидверный полноприводный кроссовер люксового класса. Есть опция установки третьего ряда сидений. Регулярно получает усовершенствования аккумулятора и характеристик, как и Model S.
Производится до сих пор и можно купить (версии Long Range и Plaid).
- • Цена: от $99990.
- • Цена в РФ*: от 7,16 + 2,8 = 9,96 млн рублей (2 мотора 580 кВт).
Tesla Model 3 (2017 — до сих пор)
Это самая дешёвая модель Tesla. Минимальная цена была $35000. Производитель едва справляется с ошеломительным спросом. В первые 24 часа заказали более 180 000 электромобилей на 7,5 миллиардов долларов. Model 3 поставила рекорд всех существующих электромобилей — преодолён 1 миллион мировых продаж [CleanTechnica, 26 августа 2021].
- • 54-79,5 кВт·ч — тяговая батарея (отличаются в версиях и поколениях);
- • 402-518 км — пробег с полным зарядом;
- • 260 км/ч — пороговая скорость;
- • 3,2 секунды — показатель разгона 100 км/ч.
Четырёхдверный заднеприводный (Standard Range Plus) или полноприводный (Long Range и Performance) седан. Разработан в качестве экономичного электромобиля массового спроса с самой современной «начинкой».
Производится до сих пор и можно купить (Standard Range Plus, Long Range и Performance).
- • Цена: от $43990.
- • Цена в РФ*: от 3,15 + 1,45 = 4,60 млн рублей (2 мотора 358 кВт).
Tesla Model Y (2020 — до сих пор)
Разработан в качестве промежуточного электромобиля между экономичным седаном Model 3 (70% общих запчастей) и люксовым кроссовером Model X. Предлагает много места и лучше других моделей подготовлен для зимней эксплуатации [CurrentAutomotive, 6 апреля 2020]. В 2022-м Tesla планирует обновить экстерьер автомобиля, установить новый аккумулятор [InVerse, 2 августа 2021].
- • 74 кВт·ч — тяговая батарея;
- • 370-506 км — дальность хода на полном заряде;
- • 249 км/ч — скорость максимум;
- • 3,5 секунд — разгон до 100 км/ч.
Пятидверный заднеприводный (Standard Range) или полноприводный (Long Range AWD, Performance AWD) компактный кроссовер. Ориентирован на тех покупателей, кто ищет что-то более доступное, чем Model X.
Производится до сих пор и можно купить (Standard Ranges, Long Range и Performance).
- • Цена: от $54990.
- • Цена в РФ*: от 3,94 + 1,57 = 5,51 млн рублей (2 мотора 340 кВт).
Tesla Cybertruck (2022)
Концепт мощного электропикапа Cybertruck со смелыми угловатыми формами кузова и бронированными стёклами впервые показан в 2019 году. Реализацию проект постоянно переносят. Последний раз производство откладывали на 2022-й [CarAndDriver, 9 августа 2021].
- • 200 кВт·ч — тяговая батарея (предварительно);
- • 400-800 км — дальность хода на одном заряде;
- • 175-210 км/ч — скорость максимум;
- • 2,9 секунд — разгон до 100 км/ч.
Лёгкий четырёхдверный заднеприводный (в версиях с одним мотором) или полноприводный (в версиях с двумя и тремя моторами) коммерческий электромобиль многоцелевого использования в кузове большой пикап.
НЕ производится, предзаказы остановлены [CarAndDriver, 16 октября 2021].
- • Цена: от $39990 (за одномоторный RWD).
- • Цена в РФ*: от 2,86 + 1,98 = 4,84 млн рублей (1 мотор 600 кВт).
Tesla Semi (2023)
Концепция 2016-го года полностью электрического седельного тягача. У Tesla есть два прототипа электромобиля для грузоперевозок. Один из них испытывается компанией для внутрикорпоративных задач.
- • 500-900 кВт·ч — тяговая батарея;
- • 805 км — дальность хода на 100% заряда;
- • 97 км/ч — крейсерская скорость под уклон 5%;
- • 5 секунд — разгон до 100 км/ч без прицепа;
- • 20 секунд — разгон до 100 км/ч с гружёным прицепом.
В настоящий момент компания не готова к их массовому производству только по одной причине — нехватка аккумуляторов [CleanTechnica, 4 марта 2021]. В остальном обе концепции Tesla Semi готовы даже к зимней эксплуатации и условиям низкой тяги [Electrek, 9 февраля 2020].
Производится ограниченно, предзаказов нет.
- • Цена: от $150 000 (ожидаемая).
- • Цена в РФ*: от 14,9 млн рублей (3 x 300 кВт).
Tesla Cyberquad (2023)
Полностью электрический внедорожный (ATV) квадроцикл. Концептуально и коммерчески готов к производству. Не выпускается до старта продаж Cybertruck. В кунг пикапа установили крепления под квадроцикл и его зарядку от бортовой тяговой батареи.
- • 100 км — проедет на полностью заряженном аккумуляторе;
- • 112 км/ч — предел скорости;
- • 2,9 секунд — разгон до 100 км/ч.
Электрический квадроцикл с электромотором мощностью 32 кВт (43 лошадиных силы) и батареями Nissan LEAF на 60 А·ч (72 В, 450 А). Характеристики предварительные.
НЕ производится. Планируется, что Cyberquad будет опцией для Cybertruck [Electrek, 11 октября 2021].
- • Цена: не названа.
- • Цена в РФ*: нет официальной стоимости.
Обобщим текущую ситуацию всех моделей Тесла
Автомобильный концерн Tesla существует с 2003-го года. В 2008-м компания выпустила свой первый электромобиль (Roadster).
Весь модельный ряд Тесла включает 8 автомобилей.
Один из них уже снят с производства, четыре в продаже и три ожидается в будущем. В настоящее время доступны для покупки Model S, Model X, Model 3 и Model Y (по порядку выпуска).
У всех есть базовый автопилот — его возможности можно расширить с помощью разовой подписки стоимостью 10 000 долларов США. У каждой продаваемой сейчас Теслы есть 8 камер записи окружения, 12 датчиков ультразвука и радар автопилота (лидар спереди [The Verge, 24 мая 2021]).
* — в России электромобили Tesla официально не продаются, поэтому цена приблизительно рассчитана в калькуляторе растаможки с минимальной оригинальной цены ($) для максимальной мощности электромобиля (кВт) без учёта транспортировки (контейнерной) из Северной Америки и по условному курсу 70,52 рублей за 1 доллар США.
Внимание! Поскольку компания Tesla регулярно изменяет характеристики компонентов своих электромобилей, точные цифры по каждой модели могут меняться из месяца в месяц. Мы привели сравнительные (ориентировочно-теоретические) значения, которые следует уточнять на конкретном автомобиле.
Пишите вопросы в комментарии. Мы ждём ваши сообщения и ВКонтакте @NeovoltRu.
Подпишитесь на нашу группу, чтобы узнавать новости из мира автономности гаджетов, об их улучшении и прогрессе в научных исследованиях аккумуляторов. Подключайтесь к нам в Facebook и Twitter. Мы также ведём насыщенный блог в «Дзене» и на Medium — заходите посмотреть.