Дніпро фото

Дніпро фото

Река Днепр

Река Днепр – одна из самых длинных в Европе. По своей длине она занимает четвертое место после Волги, Дуная и Урала. Сегодня с учетом водохранилищ это около 2 201 км, причем половина длины принадлежит Украине, остальное – России и Беларуси. Наибольшая ширина Днепра – около 1 200 м, ширина поймы – до 20 км.

Днепр – типичная равнинная река, медленно и спокойно текущая по России, Беларуси и Украине и впадающая в Черное море. Она имеет достаточно извилистое русло, поэтому несколько раз меняет направление своего течения, а также образует множество островов, перекатов, рукавов, отмелей и пр.

Начало реки Днепр

Начало реки Днепр на территории России

Исток реки Днепр находится на юге Валдая в Оковском лесу в Смоленской области. Стоит отметить, что также на Валдае находятся истоки Волги, Западной Двины и других больших рек.

Начиная от истока, Днепр на протяжении нескольких десятков километров, представляет собой небольшую речку, шириной до 30 м, но уже около Орши он расширяется до 120 м, становится сплавным и течет строго на юг до Киева.

Среднее течение Днепра

От Киева Днепр поворачивает на юго-восток в сторону Днепропетровской возвышенности. Потом протекает мимо знаменитой Тарасовой горы, на которой похоронен Тарас Шевченко. В этом месте долина Днепра уже достигает 10 км.

От города Днепр (бывший Днепропетровск) Днепр течет на юг, через Запорожье. Он постепенно увеличивается и достигает своей максимальной ширины – до 1 200 м. Некогда около Запорожья были знаменитые пороги, но сейчас там водохранилище.

Нижнее течение Днепра

Нижнее течение Днепра на Украине

После Запорожья Днепр поворачивает на юго-запад, заходит в сухую степную зону, разделяется на два больших рукава и образует остров Хортица, где когда-то в старицу располагалась Запорожская Сечь.

Далее идут т. н. плавни, которые ныне полностью залиты огромным Каховским водохранилищем. Днепр медленно, но верно подходит к своему устью, чтобы отдать все воды Черному морю.

Где заканчивается река Днепр

Где заканчивается Днепр

Ниже Каховки формируется устье Днепра. Река разделяется на несколько рукавов, и образуется большая речная дельта. Её площадь составляет около 350 кв. км. Это очень красивое место с огромным числом островов и озер.

Впадает река Днепр в Днепровский лиман, который является составной частью Черного моря. Этот лиман достаточно глубокий, поэтому по нему морские суда и корабли из моря могут ходить до самого Херсона.

Питание реки Днепр

Питание Днепра

Верхняя часть Днепра расположена в очень влажной лесной зоне, от которой он и питается. Средняя часть реки Днепр находится в зоне лесостепи, а нижняя часть – в засушливой степи.

У Днепра смешанный тип питания. В верхней части реки это преимущественно снеговое питание (50%), а также дождевое и подземное. А в середине Днепра – в основном, снеговое питание (до 90%).

Больше трех четвертых водостока формируется в верхней части реки, там, где находится исток Днепра. В верхней части бассейна реки в прохладном климате осадков выпадает больше, а испаряется – гораздо меньше.

Притоки Днепра

Притоки расположены по всей длине реки Днепр, но большая их часть – от истока до Киева. Всего в бассейне реки протекает более 15 000 малых речек, каждая из которых питает большой Днепр.

Из крупных рек до Киева в Днепр впадают белорусские Березина и Сож, украинские Припять, Десна, Тетерев, Ирпень. В среднем течении притоки становятся не такими многоводными: Стугна, Рось, Тясмин, Трубеж, Сула, Ворксла, Самара и др.

История

История реки Днепр

Река Днепр имела в течение всей истории человечества несколько наименований, данных разными народами: Борисфен (Древняя Греция), Danapris (Древний Рим), Славутич (Киевская Русь), Озу (Крымское ханство).

Интересно, что в древности, по мнению ученых и историков, Днепр в нижней своей части имел другое русло и устье. Есть мнение, что одно из трех устьев этой реки могло находиться в районе Донузлава в Крыму.

Впервые о Днепре упоминает древнегреческий историк Геродот. Он называет эту реку Борисфеном, что в переводе с древнегреческого значит Северная река. Древние римляне называли Днепр Данаприс, а славяне – Славутич.

Именно по Днепру во времена Средневековья проходил известный Путь из варяг в греки. Ему препятствовали только пороги в области Запорожской Сечи, через которые корабли с товаром переносили вручную.

В IX-XI веках в средней части Днепра сформировалась и выросла в сильное славянское государство Киевская Русь. А в XVI веке на нижнем Днепре появилось первое казацкое протогосударство Запорожская Сечь.

В 1943 году во время Великой Отечественной войны произошла битва за Днепр между армиями СССР и гитлеровской Германией, в результате которой Днепр был форсирован советскими войсками.

Проблемы Днепра

Сегодня самая главная проблема этой реки – это значительная загрязненность бытовыми и промышленными отходами.

Продолжает оказывать существенное влияние на природу радиоактивное загрязнение вод Днепра подле аварии на Чернобыльской АЭС.

Сегодня абсолютное большинство гидротехнических сооружений и мостов на Днепре разрушается и приходит в негодность из-за хронического недофинансирования Это может привести к серьезным техногенным катастрофам.

Старый Днепропетровск в фотографиях: площади и улицы второй половины ХХ века, — ФОТО

Предлагаем вам посмотреть на фотографии Днепропетровска 1967 года. Снимки размещены на портале pastvu , а рассказал о них городской блогер Артем Костюк .

Вот так выглядела центральная площадь

А это гостиница «Украина»

ЦУМ до реконструкции

Город украшен световыми конструкциями к 50-летию Октября

Район памятника Славы, новые дома в начале проспекта

В районе платформы «Проспектная». Самой платформы еще нет, на набережной начинают строить легкоатлетический манеж Инфиза, на заднем плане видно недавно намытую часть Комсомольского острова

Строительство памятника Славы

Перекресток Гончара и Проспекта

Пешеходный мост на Монастырский остров

Миниатюра арки Мерефо-Херсонского моста во всей красе еще без ресторана. Костюк пишет, что тогда это была смотровая площадка. Сама арка была установлена в этом месте в период первоначального строительства МХ-моста в начале 30-х после испытаний бетона на динамические нагрузки. То есть эта арка сделана из того бетона, из которого был сделан еще тот, разрушенный во время войны мост

Вид с Монастырского острова на левый берег, где через три года начнется строительство массива Солнечный

Комментарии

Допускается цитирование материалов без получения предварительного согласия 056.ua при условии размещения в тексте обязательной ссылки на 056.ua — Сайт города Днепра. Для интернет-изданий обязательно размещение прямой, открытой для поисковых систем гиперссылки на цитируемые статьи не ниже второго абзаца в тексте или в качестве источника. Нарушение исключительных прав преследуется по закону.

Материалы с плашками «Промо», «Партнерский материал», «Партнерский спецпроект», «Политические новости», «Пресс-релиз», «PR», «Официально» публикуются на правах рекламы.

Малоизвестная история районов Днепра (Фото)

Еще во времена Екатеринослава (Днепра) западная окраина города была определена для заводских территорий. В советское время и цеха разрослись, и населения стало гораздо больше, поэтому в западной части Днепропетровска появились новые жилые массивы. Сообщает Екатеринославъ — Днепропетровск.

► «ЗАПАДНЫЙ»
Жилой массив «Западный» — своеобразный «анклав», окруженный заводами с одной стороны, балками и лесопарками — с другой. Его начали застраивать в конце 1960-х годов, и уже в 1973 году здесь стояли кварталы светло-серых пятиэтажных и белых девятиэтажных домов, общежития, школы, детские сады и магазины. На новом жилмассиве селились рабочие завода им. Петровского, трубопрокатного завода им. Ленина, ДЗМО, «коксохима» и других крупных заводов.

Главной проблемой жизни на «Западном» всегда была транспортная. Добраться на массив можно только с восточной стороны по улице Маяковского. Собственно, улицы как таковой и нет — это трасса, пролегающая возле заводских цехов. И в советское время и сейчас на «Западный» ходят трамваи №5 и №14. Маршруток раньше не было. Громыхающим трамваем «пятеркой» из центра города на массив нужно было добираться около часа. И в то же время с соседних холмов, скажем со стороны проспекта Ивана Мазепы (до недавнего времени пр. Петровского), буквально «просится» переправа к жилому массиву «Западный».

В 1960-х годах была выдвинута и начала осуществляться идея так называемого Большого кольца вокруг центра Днепропетровска. Магистраль была названа Проспект Ильича, но из всего планируемого кольца удалось построить только несколько кварталов в районе проспекта Кирова (ныне пр. Александра Поля). Часть перспективных проектов развивали и дальше, исходя из того, что проспект Ильича все-таки будет достроен. Восточная ветка будущего проспекта Ильича должна была пересечь Рыбальскую и Аптекарскую балки, проспект Петровского, дойти до жилого массива «Западный», а дальше сойти по эстакаде вниз к Днепру и выйти на Кайдакский мост, который был сооружен как часть этого проекта. Однако полностью этот грандиозный проект эпохи социализма, к сожалению, реализован не был. И построенный в спешке жилой массив «Западный» так и остался без удобных подъездов к нему.

► «КРАСНЫЙ КАМЕНЬ», «ПОКРОВСКИЙ» (бывший «Коммунар»), «ПАРУС»

Момент рождения новых жилых массивов, расположившихся в прибрежной части западной окраины Днепропетровска, можно точно определить по заметке в газете «Днепровская правда». 9 января 1971 года эта газета писала: «Около парка имени Ленина над Днепром закладывается фундамент девятиэтажного дома. Скоро трест «Днепрожилстрой» начнет воздвигать дом — первенец нового микрорайона. Там, где раньше были Диевские плавни, сейчас намывают песок. На протяжении четырех километров будет сооружено 420 тысяч квадратных метров жилья, школы, детские комбинаты, магазины, столовые».

Так был заложен крупный жилой массив, который сначала официально назывался «Диевский», а затем «Петровский». Массив должен был состоять из трех районов, названия которых определились тогда же. Это «Красный Камень», «Коммунар» и «Парус». Первенцем стал «Красный Камень», возникший между старинными поселениями Диевка и Новые Кайдаки, основанными еще в XVII-XVIII веках. В районе одноэтажной застройки за два десятилетия выросли кварталы многоэтажек, в которых получали квартиры в основном рабочие близлежащих промышленных предприятий.

В начале 1970-х годов в этих местах были болота, поймы, горы промышленных отвалов. Под массив отвели огромную территорию в 250 гектаров, часть которой пришлось специально намывать. Для подготовки участка под застройку первой очереди массива намыли 900 тысяч кубометров песка. Эти работы проводил трест Днепроспецстрой, под руководством Бориса Мильмана — знаменитого строителя днепропетровской набережной. В районе будущего жилмассива планировалось создать большую рекреационную зону. Часть днепровских плавней должна была превратиться в роскошный гидропарк. Правда, эта идея до сих пор остается нереализованной.

Момент основания жилмассива «Красный Камень» с большим пафосом отобразила газета «Днепровская правда» от 1 июня 1971 года: «На территории в 50 гектаров разместятся многоэтажные крупнопанельные жилые дома общей площадью более 110 тысяч квадратных метров. Застройка этого участка проходит в районе улиц Крайней, Бакинских комиссаров, Набережной. Закладка первого дома начинается в текущем году. Это будет девятиэтажное кирпичное здание на 450 квартир, фасадом в сторону Днепра. Готовится площадка и для других домов. Зданий ниже девяти этажей здесь не будет. Предусмотрены одно, двух, трех, четырех и пятикомнатные квартиры».

В первой половине 1971 года на территории будущего «Красного Камня» кипела работа по подготовке площадок под фундаменты многоэтажек. Для проектирования массива были привлечены лучшие в городе архитектурные силы. Главным архитектором стал Евгений Яшунский — соавтор проекта жилмассива «Победа» и реконструкции парка им. Шевченко в начале 1970-х годов. Его соавторы — архитекторы Матвей Зарайский, Оскар Хавкин, Олег Чмона, Николай Луценко и другие. В 1974 году здесь возвели 16-этажный дом из монолитного железобетона методом скользящей опалубки. Это был второй такой дом в Днепропетровске. Первый возвели годом ранее на улице Строителей. Чуть позже на массиве возвели вторую 16-этажку. Автор проекта высоток — архитектор Олег Чмона.

Имя «Красный Камень» — одно из самых романтичных в городе. Название произошло от бывшего карьера, где когда-то добывали красный гранит. Со строительством жилмассива вокруг карьера возник сад «Красный Камень» — визитная карточка района. Сад площадью 8 гектаров был закончен в 1976 году, к 200-летнему юбилею Днепропетровска. На месте карьера появилось красивое искусственное озеро, заполненное родниковыми водами. Его диаметр — около 200 метров, глубина — от 6 до 20 метров. Здесь же построили амфитеатр на 1500 мест. Центральным элементом сада стал фонтан «Юбилейный». В нем было 200 струй, а главная струя поднималась на 30 метров. Авторы проекта сада — Евгений Яшунский и Леонид Халявский.

После «Красного Камня» приступили к строительству районов «Коммунар» (конец 1970-х годов) и «Парус» (начало 1980-х годов). Они продвинулись западнее и заняли часть территории поселка Диевка. Достопримечательностью массива «Коммунар» является старинная Крестовоздвиженская церковь. Сегодня небольшой храм окружает плотная многоэтажная застройка. Церковь в селении Диевка была построена между 1812 и 1817 годами. В 1910-х годах к храму была пристроена колокольня в псевдорусском стиле. Крестовоздвиженская церковь считается старейшим культовым сооружением нашего города.

В конце 1995 года в Днепропетровске открылось метро. Одна линия из шести станций заканчивается на жилмассиве «Коммунар» станцией «Коммунаровская», которая расположена в центре бывшего селения Диевка. В начале 1990-х годов было предложение придать названию станции исторический колорит — «Коммунаровскую» сделать «Диевской». Но дальше предложения переименование тогда так и не зашло. И только в 2015 году жилой массив «Коммунар» был переименован в «Покровский». Такое же название получила и станция метро, ставшая теперь «Покровской».

«Можно без преувеличения утверждать, что население Диевского массива будет жить на курорте», — писали авторы книги «Днепропетровск сегодня и завтра» в 1973 году. Реальность, увы, оказалась прозаичнее. Тем не менее, более сорока лет назад на карте города появились районы, без который нынешний город на Днепре представить уже невозможно.

Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ — Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Максима Кавуна

Читайте также  Фотки ивангая
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector