Беспилотник фото

Беспилотник фото

Удар с небес: как выглядят самые мощные беспилотники в мире

Фото: John Moore / Getty Images

Самая главная задача военных беспилотников — разведка и наблюдение с воздуха. Они патрулируют территорию, охраняют маршруты, могут работать наводчиками и корректировщиками огня. Размер одного из самых миниатюрных разведчиков, американского Wasp, составляет всего 33 см в длину, а вес — 200 г. Он принят на вооружение еще в 2008 году. Тогда он стоил $ 50 тыс.

Одна из модификаций — Wasp AE

Как минимум в 100 раз дороже обходятся куда более мощные аппараты: те, которые умеют воевать. Они сбрасывают бомбы (китайский гиперзвуковой WU-14 способен доставить ядерное оружие через континент), стреляют ракетами и могут выполнять роль камикадзе — пикируют на цель, подрывая себя и противника.

Одними их первых использовать беспилотники для самоподрыва придумал Израиль. Их Harop (барражирующие снаряды) применял Азербайджан в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.

Беспилотники или истребители?

В кабине БПЛА никого нет, оператор управляет машиной из наземного центра, находясь в десятках, сотнях и даже тысячах километров от самого беспилотника. В этом основное преимущество БПЛА перед самолетом с летчиком.

Основные преимущества беспилотников

  • Пилот не рискует жизнью, он не погибнет и не попадет в плен. Государство не будет вызволять своего гражданина из неволи, что по политическим причинам может быть сложно и не всегда реально;
  • Терять беспилотники не так жалко, как истребители. Они дешевле реального истребителя почти в 20 раз: $5-6 млн против $100 млн за навороченный американский F-35. Сюда же нужно добавить стоимость подготовки высококлассного летчика. В России подготовка пилота военного самолета обходится в $3,4-7,8 млн и занимает 7-12 лет. Тогда как за навыки оператора беспилотника государство платит $200 тыс. и учится он год;
  • Экономия сил и топлива. Находиться в воздухе средневысотный БПЛА может очень долго — больше суток. Беспилотники с турбореактивным двигателем при скорости меньше 200 км/ч потребляют относительно мало топлива. Они добираются до нужного места дольше, чем истребитель, но разведывают все более обстоятельно, чем он.

Однако некоторые военные эксперты уверены, что час беспилотников еще не пробил и БПЛА эффективны лишь против стран, у которых практически отсутствует ВВС и ПВО, либо существующие системы обнаружения давно устарели.

Основные недостатки беспилотников

  • БПЛА не могут самостоятельно принимать решения, они полностью зависят от человека. Причем оператор может просто не увидеть грозящую дрону опасность. Он получает картинку с камеры на носу устройства или под фюзеляжем, что ограничивает радиус обзора. Живой пилот же судит об опасности лично и моментально среагирует;
  • БПЛА не такие прочные и маневренные, как истребители. Часто вместо металлов используются композитные материалы, которые умеют поглощать лучи РЛС, чтобы беспилотник был максимально незаметным для систем ПВО;
  • Не всякий беспилотник может поднять тяжелый груз. На большинство моделей не повесить, к примеру, мощные авиабомбы;
  • К минусам беспилотников относят также слабую автоматизацию, неавтономность и низкую скорость. Попасть в медленную мишень куда проще, чем в скоростную. Препятствием к полету может стать даже плохая погода.

Характеристики многих БПЛА — военная тайна

Достоверно известно только о тех БПЛА, испытания которых проводились официально. Информация о других засекречена. Как на самом деле показывают себя в воздухе секретные машины, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.

К примеру, Китай не ведет сейчас никаких вялотекущих или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой сфере, однако в будущем он способен серьезно изменить характер боевых действий. Пока же об истинных успехах большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере тех немногих моделей, которые поставляются на экспорт. По опубликованным параметрам, китайские дроны — идеальные машины. Правда, как и многое в Китае, они созданы «по мотивам» западных разработок.

Китайский БПЛА CH-4

В частности, на экспорт поставляются дешевые аналоги американских MQ-1 Predator MQ-9 Reaper — разведывательно-ударные CH-4. При цене вдвое ниже американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ и Саудовская Аравия.

Сильнейшие боевые беспилотники планеты

США лидируют в сфере производства боевых дронов. По прогнозам, в 2028 году американская армия будет иметь больше беспилотных летательных аппаратов-разведчиков, чем весь остальной мир вместе взятый. Армии других стран таким количеством дронов «в погонах» похвастаться не могут, зато на боевое дежурство способны выставить самые мощные боевые дроны на планете.

GAAS Avenger

Это беспилотник для авианосцев, модификация Predator, снятого с вооружения ВВС США в 2020. Крылья складываются, чтобы аппарат занимал меньше места и поместился на корабле.

Predator, Reaper и Avenger на заводе по производству дронов

Хотя опасен он, конечно, не этим. Грузовой отсек GAAS Avenger способен нести в себе две бомбы с лазерным прицелом, общим весом 440 кг. Кроме них, беспилотник легко перевезет еще полтонны оружия и снаряжения. «Мститель» необыкновенно быстр — разгоняется до 740 км/ч. Потолок составляет 18 км.

Heron TP

Израильский Heron, вероятно, один из самых продаваемых военных беспилотников в мире. Heron TP — средневысотный многоцелевой беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 26 м. Потолок — 13,7 км. Длительность полета — 36 ч. Может нести на себе средства управления огнем и ударные комплексы. Heron TP видит в оптическом и инфракрасном диапазонах. Крейсерская скорость 296 км/ч, способен разогнаться до 460 км/ч.

Израильский средневысотный многоцелевой беспилотник Heron TP

MQ-9 Reaper

И снова американец. Один из самых мощных и известных в мире БПЛА. Это основной разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат армии США. Он может взлетать на высоту 14 км и находиться в воздухе до 30 часов. Крейсерская скорость — 280-310 км/ч, максимальная — до 480 км/ч. Беспилотник способен поднять в небо груз весом до 4,7 т. Оптоволоконная система AN/AAS-52 распознает и отследит цель, телекамеры прочитают номерной знак, даже находясь в 3 км от автомобиля. Время реакции на полученную от оператора команду — 1,5 с.

Пилот-студент и оператор-сенсор, управляющий MQ-9 Reaper в наземной кабине

Вооружен Reaper противотанковой ракетой AGM-114 Hellfire, а также управляемыми бомбами GBU-12 и GBU-38. Может нести до 14 ракет Hellfire класса «воздух-земля».

Reaper ликвидировал, в частности, третьего человека в руководстве «Аль-Каиды» Мустафу Абу Язида, известного как шейх аль-Масри, Мохаммеда Эмвази (он же «Джихадист Джон»), генерала Касема Сулеймани, заместителя командующего мобилизационными силами Ирана.

Bayraktar TB2

Турецкий аппарат относится к классу тактических средневысотных БЛА с большой продолжительностью полета. Его программное обеспечение несколько превосходит подобный компонент у некоторых конкурентов, в том числе и у израильского дрона Heron.

Ударный турецкий беспилотник Bayraktar TB2

Крейсерская скорость — 130 км/ч, максимальная — 250 км/ч. Практический потолок — 7,3 км. Длина — 6,5 м, размах крыла — 12 м. Беспилотник весит 630 кг, способен поднять до 55 кг боеприпасов. Максимальное время нахождения в воздухе — сутки.

Может нести на себе две противотанковые управляемые ракеты и корректируемые бомбы MAM-C (8 кг) и MAM-L (23 кг) с наведением по лазерному лучу, опасные для автомашин и легкой бронетехники.

СH-5 (Rainbow-5)

Новый средневысотный разведывательно-ударный беспилотник из Китая. Rainbow-5 может нести до 16 ракет класса «воздух-земля» или других высокоточных боеприпасов общей массой до 900 кг. Размах крыльев — 21 м, максимальная скорость — 400 км/ч. Без дозаправки будет держаться в воздухе 60 часов.

CH-5 — самый мощный беспилотник китайской армии

Taranis

Британский разведчик-штурмовик пятого поколения назван в честь кельтского бога грома. До недавнего времени детали его разработки держались в тайне. Доподлинно известны лишь масса — 3 т, длина — 11 м, размах крыльев — 10 м и то, что беспилотник оснащается технологией «Стелс», которая делает аппарат практически невидимым для ПВО противника. Максимальная скорость — сверхзвуковая, рассчитан на выполнение межконтинентальных полетов.

Разработкой Taranis занимались ученые и системные инженеры из 250 британских компаний

Yabhon United 40

Средневысотный разведывательно-ударный БПЛА разработанный в ОАЭ, может находиться в воздухе до пяти суток (120 часов). Способен нести 1 030 кг боеприпасов. Потолок — 7 км.

БПЛА ADCOM United 40 block 5 на одной из авиационных выставок

С-70 «Охотник»

Пока детальные характеристики российского «Охотника» засекречены. Однако известно, что его вес — около 22 т. Разработчики уверяют, что несколько «Охотников», укомплектованных ракетами «земля-воздух» Х-58, Х-35, Х-74М2 и корректируемыми авиабомбами КАБ-25, могут нанести страшный урон инфраструктуре противника.

Максимальная скорость аппарата — 920 км/ч. Боевая нагрузка — 6 т, максимальная высота полета — 18 км.

Приблизительная стоимость «Охотника» — около ₽1 млрд. Однако военные эксперты полагают, что цена сократится на 40-50% после запуска БПЛА в серию. Глава ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) Юрий Слюсарь заявил, что в армию серийные БПЛА начнут поступать с 2024 года.

Что еще может предложить Россия?

По последним данным, с 2012 года в российскую армию на вооружение принято 900 беспилотников. В основном это разведчики, корректировщики огня, перехватчики различных сигналов противника. В 2021 году российские военные получат сразу семь первых отечественных беспилотных авиационных комплексов «Орион» (он же «Иноходец») разведывательно-ударного назначения.

«Орион» — средневысотный беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 16 м, длина — 8 м, взлетная масса — 1 т. Крейсерская скорость заявлена на уровне 120 км/ч, максимальная же скорость неизвестна. Аппарат способен работать на высотах до 7,5 км. Максимальное время полета — 24 часа.

Беспилотник может нести управляемые ракеты и авиабомбы нескольких типов. Специально для него изготовлены боеприпасы малых калибров, чтобы «Орион» мог поднять груз в воздух.

В апреле 2021 года на авиабазе ВВС США впервые провели запуск беспилотника Kratos UTAP-22 с помощью искусственного интеллекта. Система Skyborg подняла аппарат, управляла им и посадила. До сих пор, когда речь шла о боевых дронах, имелось в виду противостояние людей. Весной 2021 года, возможно, началась другая история — о противостоянии машин.

ТОП 10 моделей лучших беспилотников мира

MQ-9 Reaper

Еще 10-15 лет назад рассказы о боевых беспилотниках можно было отнести к научно-фантастическому жанру. Но в 2005 году Израиль первым запустил подобные аппараты, их послали с разведывательными целями в Сирию. Беспилотные машины вернулись, получив все необходимые сведения, и через пару часов противовоздушная оборона противника была ликвидирована. С тех пор развитие БПЛ идет семимильными шагами. Представляем вашему вниманию обзор лучших беспилотников мира.

Что сегодня могут армейские БПЛА

Основными задачами военных беспилотников являются разведка и обзор позиций противника сверху. Они производят патрулирование территории, охрану маршрутов. Кроме того, могут быть использованы в качестве наводчиков, с их помощью можно корректировать огонь. Один из самых маленьких аппаратов, американский Wasp, имеет размер всего в 33 см в длину, весит он 200 граммов. В 2008 году, когда его приняли на вооружение, он стоил 50 тысяч долларов.

Намного дороже стоит производство более мощных летательных машин, которые могут вести военные действия. Как минимум, в 100 раз дороже обходятся куда более мощные аппараты: те, которые умеют воевать. Они способны сбрасывать бомбы (к примеру, китайский аппарат WU-14 может доставлять ядерные боеголовки через континент), а также могут стрелять ракетами. Кроме того, летательные машины выполняют роль камикадзе – падают на цель, взрываясь и уничтожая врага.

Пионером в использовании беспилотников для самоподрыва стал Израиль. Боевая машина производства этой страны «Нагор» применялась Азербайджаном по время конфликта в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.

Топ-10 беспилотников мира

Расскажем о самых лучших боевых беспилотных машинах планеты.

Triton MQ-4C

Это настоящий гигант среди беспилотных машин. Его разработчиком является Northrop Grumman, а заказчиком выступил сам Пентагон. Размах его крыльев можно сравнить с подобными характеристиками «Боинга-747».

Аппарат призван вести разведку на длительные расстояния с большой высоты для ВМФ США. Он ведет разведывательную деятельность на обширных пространствах в открытом океане и на морском побережье. Кроме того, беспилотник может выполнять поисковые и спасательные операции.

У БПЛА усиленная конструкция планера, имеется антиобледенительная система и защита от молний. Таким образом, он может при необходимости опускаться сквозь плотные слои облаков для более детального наблюдения за целями на водной поверхности. На беспилотнике установлены системы слежения, позволяющие получать информацию о том, где находятся вражеские корабли, об их скорости и направлении движения.

Triton MQ-4C

Китайский беспилотник, способный развивать гиперзвуковую скорость. Его быстрота в 10 раз больше скорости звука – 12231 километр в час. Изначально он был представлен Министерством обороты Китая как «научный летательный аппарат», уже позднее стали декларировать военное предназначение аппарата.

WU-14 один из мощнейших беспилотных аппаратов в мире, он доставляет ядерные боеголовки на огромные расстояния. А еще он уникален тем, что почти неуязвим для перехватчиков стран НАТО. Радары засекают лишь баллистические ракеты, летящие по конкретному маршруту. А «китаец» может совершать маневры на большой высоте, а поднимается он даже до границы с открытым космосом.

Triton MQ-4C

Модель разведывательно-ударной БПЛА китайских разработчиков. Может взять на борт до 16 ракет класса «воздух-земля» или иных точнейших боеприпасов весом до 900 килограммов. Боеприпасы наводятся с помощью лазерной системы.

Аппарат способен провести в воздухе до 60 часов без дозаправки, может развивать скорость до 400 километров в час. Радар беспилотника способен обнаруживать врага в различных сооружениях и укрытиях. Поэтому БПЛА можно использовать для сбора разведданных, наводки на цели, патрулирования границ.

CH-5

Taranis

Разведчик-штурмовик разработан в Великобритании компанией BAE Systems и назван в честь бога грома из кельтской мифологии. Летательная машина оснащена технологией «стелс», поэтому ПВО противника не сможет его обнаружить. А скорость у него сверхзвуковая, аппарат рассчитан на межконтинентальные полеты.

Он создан для создания высокоточных ударов по наземным целям противника с большого расстояния. А «стелс»-технология позволит уклониться от ответных ударов врага.

Дрон станет базовым для создания целой серии бомбардировщиков-штурмовиков с межконтинентальной дальностью полета. Британские ученые готовят достойный финал всему человечеству.

Taranis

Northrop Grumman X-47BС

Многоцелевой аппарат создан в США компанией Northrop Grumman, работающей на «оборонку». Он представляет собой бесхвостую летательную машину с реактивным двигателем.

Машина может взлетать и садиться автономно, без участия оператора, только лишь с бортовым компьютером. Прямо в воздухе можно сделать дозаправку. В крыльях расположены ракетные установки, управляемые человеком с земли.

Northrop Grumman X-47BС

IAI Harpy

Боевая машина израильских разработчиков по размеру небольшая, длина всего 2.7 метра, может летать со скоростью 185 километров в час. Вооружение состоит из боеголовки весом 32 килограмма.

Дрон используется как камикадзе. Он обнаруживает радары, живую силу и бронетехнику противника, а потом пикирует них с большой высоты. Боеголовка взрывается и поражает цели осколками.

IAI Harpy

MQ-9 Reaper

MQ-9 Reaper («Жнец») производится в Соединенных Штатах Америки. Считается одним из мощнейших на земле БПЛА. В армии США это главный разведывательно-ударный беспилотник. Способен подниматься на 14 километров и находиться в небе до 30 часов. Максимальная скорость машины – до 480 километров в час.

Вооружение состоит из противотанковой ракеты, а также управляемых бомб. Может поднять в небо до 14 ракет класса «воздух-земля». В Америке определили «Жнеца» как «охотника-убийцу» – то есть это летательная машина, используемая для выслеживания и уничтожения целей.

БПЛА не раз побывал в боевых в действиях. Например, в апреле 2010 года ракетным ударом аппарата был поражен один из лидеров «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид, он же Шейх аль-Масри.

MQ-9 Reaper

«Форпост»

Летательная машина российского производства по факту является доработанной версией Searcher 2, аппарата из Израиля. Дроны не так давно начали поступать в армию России, однако уже имеют боевой опыт в сирийском конфликте.

На БПЛА установлены современные оптико-электронные системы. Поэтому машины могут выполнять разноплановые задачи по разведке и исследованию территории. Российские военные используют дрон фотографирования, аэрофотосъемки и картографирования местности. Аппарат может находить радары противника, создавать им радиопомехи и перехватывать сигналы.

Сегодня БПЛА уже патрулируют черноморское побережье страны.

Аппараты способны к даче целеуказания боевым кораблям и ракетным комплексам на берегу. Эскадрилья боевых машин в составе 318-го смешанного авиационного полка базируется под Севастополем.

По сведениям Минобороны России, «Форпост» хорошо зарекомендовал себя в армии, с успехом участвовал в сирийской войне. Правительство Сирии использует аппарат, в основном, для наблюдения и поддержки ударов по террористическим базам.

«Форпост»

C-Worker 5

В наши дни беспилотники не только летают в воздухе, но и плавают по морям. Британские конструкторы создали надводное судно беспилотного типа. Оно оснащено двигателем, работающим на дизеле, и может плыть со скоростью 9 километров в час целую неделю на одном топливном баке. Аппаратом можно управлять как дистанционно, так и автономно.

Машину будут использовать в разведывательных целях и для траления. При захвате его можно взорвать на дистанции, таким образом устроить диверсию во вражеском стане. C-Worker 5 уже показал, что может слаженно работать с другими беспилотными надводными и подводными судами.

C-Worker 5

S-100 Camcopter

Австралийские разработчики из Schiebel запустили в оборот вертолет беспилотного типа в 2005 году. Тем не менее, он востребован до сих пор. S-100 Camcopter способен к отслеживанию крупных вражеских групп. Однако благодаря системе оповещения Sage он остается на недоступном для них расстоянии, поэтому чаще всего используется в разведывательных целях. Однако неплохое вооружение у него также имеется в наличии, при случае может показать «зубы».

S-100 Camcopter

Лучшие российские беспилотники

По состоянию на сегодня беспилотники «Форпост» являются единственными в стране тяжелыми летательными дронами. Конечно, уже проводятся испытания некоторых других аппаратов, таких как «Охотник» и «Альтиус-У», но это лишь опытные образцы.

В целом, с 2012 года в армии России приняли на вооружение порядка 900 беспилотников. По большей части это разведывательные самолеты, а также перехватчики вражеских сигналов, корректировщики огня.

S-100 Camcopter

В 2021 году российские вооруженные силы должны получить несколько передовых авиационных комплексов российского производства марки «Орион» (или «Иноходец»). Они будут использоваться для разведывательно-ударных задач. «Орион» представляет собой беспилотник, способный к полетам на средних высотах. Он может находиться в воздухе продолжительное время – до 24 часов. Размах его крыльев составляет 16 метров, общая длина – 8 метров, а скорость примерно – 120 километров в час в среднем. Вооружение аппарата состоит из управляемых ракет и авиабомб различных видов. Он несет боеприпасы небольших калибров, чтобы машина могла без проблем подняться в небо.

Стоит упомянуть аппарат С-70 «Охотник». Его боевые характеристики засекречены, однако, по словам разработчиков, несколько машин с помощью ракет «земля-воздух» могут разнести всю вражескую инфраструктуру. БПЛА может летать со скоростью 920 километров в час и нести груз весом до 6 тонн. Высота полета машины – 18 километров.

Глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь пояснил, что серийно в вооруженные силы «Охотники» будут поступать, начиная с 2024 года.

Как все начиналось: история летающих дронов

Дроны — беспилотные летательные аппараты, которыми либо удаленно управляет оператор, либо они двигаются по заранее заданному маршруту. Сейчас эти устройства находятся на пике популярности. Удивляться не приходится, ведь их можно использовать для развлечения, фото- и видеосъемки (в том числе и профессиональных), военной разведки и ведения наблюдения за промышленными системами.

Дроны вовсе не новинка 21 века. Первые прототипы появились даже не в 20-м, а в 19-м веке, когда «цифра» еще не существовала. Что собой представляли предки современных беспилотников и что они умеют сейчас?

Начало всего

Если говорить о дроне как об устройстве, которое управляется удаленно, то первым идею представил Никола Тесла. Ученый не просто теоретизировал, а зарегистрировал патент, в котором говорилось о транспортном средстве, управляемом при помощи радиоволн. Тесла разработал концепцию боевых дронов, которые, как он считал, смогут усмирить воинственный дух наций и прекратить войны благодаря угрозе применения «безошибочной и неограниченной разрушительной силы».


Вот так, по мнению Тесла, мог выглядеть боевой беспилотный корабль (источник: United States Patent And Trademark Office)

Демонстрацию первого в мире радиоуправляемого дрона он провел в 1898 году, в пруду Мэдисон-сквер-гарден. Большинство идей, предложенных Тесла, получили дальнейшее развитие и привели к появлению дронов в их современном обличии.

Tesla wrote in his drone patent that unmanned vehicles would bring world peace through mutually assured destruction. pic.twitter.com/3a9Vra5iNS

— Matt Schroyer (@MattSchroyer) August 15, 2016

Эволюция идеи

Одним из первых таких дронов стал «Автоматический аэроплан Хьюитта-Сперри», созданный в 1917 году. Правда, он не имел радиоуправления, для полета по заданному курсу его создатели настраивали гироскопы (на борту их было два). О том, как все это работало, информации практически не сохранилось. Но зато есть фотография автоматического аэроплана.

Первым боевым дроном стала «воздушная торпеда Кеттеринга», разработанная во время Первой мировой войны.

Говоря о дронах, не стоит забывать о квадрокоптерах, которые тоже далеко не новинка. Первые прототипы (правда, пилотируемые) были разработаны еще в 20-х годах прошлого века. Над созданием устройств такого типа работали сразу два человека. Первый — это конструктор Георгий Ботезат, живший в США и французский инженер Этьен Эмишен. Идея создания аппарата с четырьмя противопоставленными пропеллерами витала в воздухе, так что в том, что над ней независимо работало сразу два человека, нет ничего удивительного.

Читайте также  Инна фото

Коптеры того времени смогли поучаствовать лишь в тестовых полетах без дальнейшей практической реализации. Как оказалось, системы имеют три главных недостатка:
очень сложная трансмиссия, которая должна передавать крутящий момент с двигателя сразу на все роторы. Она работала, но часто ломалась.

Аппараты никак не были стабилизированы в воздухе, поэтому малейшее дуновение ветерка могло вывести летательный аппарат из строя.

Слишком большое число пропеллеров (Эмишен предложил восемь), плюс недостаточная маневренность. Так, коптер Георгия Ботезата мог более-менее нормально передвигаться только при наличии ветра определенного направления и силы.

В 30-х годах прошлого века серийно производился дрон DH.82B Queen Bee. Он представлял собой биплан, разработанный на основе двух летательных аппаратов — DH.60 Moth и DH.82 Tiger Moth. В качестве управляющей аппаратуры служил передатчик на вакуумных электронных лампах и электромеханических реле. Этот дрон был военным, но использовался не в боях, а в учениях — летчики отрабатывали на них приемы воздушного боя.

Немецкие самолеты-снаряды вроде «Фау-1» тоже являются дронами, их относительная успешность дала толчок развития не только ракетной техники, но и автономных летательных аппаратов.

Далее дроны применялись, в основном, военными. Среди прочих моделей стоит указать самолет-разведчик Ryan Model 147E, разработанный в США и применявшийся во Вьетнаме, советские дроны Ту-123, Ту-141 и Ту-143. Все это — крупногабаритные летательные аппараты, размеры которых примерно такие же, как и у самолетов с сопоставимой функциональностью.


Самолет-разведчик Tу-143

В 1982 году вступили в дело радиоуправляемые дроны, разработанные израильтянами. Они использовались в ходе Ливанской войны. Чаще всего применялись IAI Scout и Tadiran Mastiff. Их разработали «с нуля», это уже не были переделанные под автономный полет самолеты. Размах их крыльев составлял не более пяти метров, а вес — около 100 кг. Снизить размеры беспилотников удалось благодаря появлению и развитию полупроводниковой электроники, что привело к миниатюризации как бытовой, так и военной техники.

Ну а потом другие страны, включая США, стали производить сверхсовременные военные дроны вроде MQ-1B Predator и MQ-9 Reaper, способные передавать данные наблюдения в режиме реального времени. Некоторые модели таких дронов умеют и стрелять по цели, причем ракетами.

Примерно со второй половины 20 века активно стало развиваться и такое направление, как бытовые радиоуправляемые дроны. Изначально это были сплошь DIY-модели, которые представляли собой имитацию самолетов. Но затем бизнес, видя востребованность радиоуправляемых летательных аппаратов, взял инициативу в свои руки.

Появление современных невоенных дронов

Специалисты считают, что эпоха современных невоенных дронов началась в 2006 году. Именно в этом году Федеральная авиационная администрация США одобрила полеты небольших пользовательских беспилотников. Распространение получили все же не бытовые дроны для развлечения, а летательные аппараты для научных задач и промышленности.

Так, правительственные организации отслеживали при помощи таких систем распространение пожаров, изучали ситуацию в эпицентре катастроф (землетрясения, наводнения и т.п.). Коммерческие компании изучали состояние нефтепроводов, посевов и морских угодий (наблюдение за перемещениями косяков рыбы). Использовались (и используются) дроны на стройке, в геодезии и других сферах.

С течением времени все большую популярность стали получать пользовательские дроны, которые служат развлечением для любителей полетов. С самого начала рынок радиоуправляемых дронов разделился на два направления:

  • полноценные летательные аппараты, разрабатываемые «под ключ» компаниями;
  • компоненты (электроника, электромоторы и т.п.), которые позволяют создавать DIY-системы, полностью кастомные беспилотники.

После того, как в дронах появились камеры, передающие видеопоток прямо в телефон, видео-очки или ноутбук, популярность персональных БПЛА взлетела до небес. На Хабре опубликована масса материалов о персональных дронах — самых разных моделях.

Этика и безопасность как часть истории

Появление камер и персональных дронов, которые способны отдаляться от оператора на многие километры, подняло ряд вопросов об этической стороне работы с «домашними» БПЛА. Ведь любой желающий теперь мог заглянуть в окно соседа, или окно соседней компании, направляя аудио- и видеопоток прямо на свой телефон или компьютер. Стало известно о большом количестве злоупотреблений, когда владельцы дронов снимали происходящее в частных домах, офисах коммерческих и правительственных организаций.

Дроны падали на головы зрителям на спортивных стадионах, создавали угрозу пассажирским самолетам и промышленным объектам. Дрон — практически идеальный инструмент для любителя подглядывать, шпиона (коммерческого или государственного), анархиста и т.п.

В итоге во многих странах законодатели стали спешно принимать новые законы, регулирующие продажи и эксплуатацию дронов. В каждой стране свои законы, но в большинстве случаев владельцам дронов запрещается снимать людей без явного их согласия, БПЛА нельзя использовать рядом с аэропортами, вокзалами, объектами военного и промышленного значения. В большинстве случаев дрон не может взлететь на высоту более 150 метров, производители устанавливают ограничения как на расстояния, преодолеваемые дроном, так и на максимальную скорость.

В России получение разрешение на съемку с мультикоптера обязательно. При нарушении правила на виновника может быть наложен штраф в размере 3–50 тыс. рублей. Да и для получения разрешения на полеты необходимо получать разрешение. Для этого требуется:

  • документ, удостоверяющий летную годность,
  • доступ к эксплуатации ВП,
  • удостоверение правомерности управления БПЛА.
  • воздушным кодексом Российской Федерации,
  • УК, статья 271.1 ФЗ,
  • АКРФ, статья 11.4 («Нарушение правил эксплуатации российского воздушного пространства»),
  • правилами эксплуатации воздушного пространства РФ федерального уровня.
  • Gopro Karma,
  • Yuneec,
  • DJI (Inspire, Mavic, Phantom 2,3,4),
  • похожие по габаритам и функциональности устройства других производителей.

Что дальше?

Будущее дронов не ограничено лишь персональными моделями. После того, как стали популярны мультикоптеры, их возможности активно изучаются бизнесом:

  • использование на промышленных объектах (безопасность, проверка состояния различных агрегатов и трубопроводов),
  • использование в сельском хозяйстве,
  • доставка грузов,
  • доставка людей.

Доставку грузов при помощи дронов опробовала компания DHL еще в 2013 году, сейчас эта практика постепенно получает все более широкое распространение.

Не отстает от DHL и Amazon — в том же 2013 году компания анонсировала сервис Prime Air (он работает в ограниченном количестве регионов), который позиционируется как самый быстрый способ доставки покупок. С его помощью покупки доставляются в течении получаса, это минимум в четыре раза быстрее самого быстрого наземного сервиса Amazon Prime Now.

В России в свое время тестировали сервис доставки грузов коптерами Коптер-Экспресс. 21 июня 2014 года «Додо Пицца» в рекламных целях начала доставлять пиццу дронами, причем доставили всего шесть коробок. После этого чиновники решили оштрафовать создателя компании, поставляющей дроны на 50 тысяч рублей. Но хотя штраф потом отменили, доставка грузов дронами в РФ особого распространения не получила.

Доставляют (вернее, планируют доставлять) при помощи дронов и людей. Так, некоторые компании, включая Uber и Lyft, разрабатывают аэротакси. Аналогичные работы ведут и другие компании, включая стартап из Саудовской Аравии.

Технологии ИИ постепенно развиваются, а емкости батарей растут, поэтому нет сомнений, что дроны станут умнее, маневреннее и функциональнее. Они станут неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни: работы и учебы, включая транспорт, исследования, доставку грузов и все прочее, о чем я говорил выше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector