Африканская маска рисунок

Африканская маска рисунок

Значения африканских масок

Африканские маски активно применяют в своих целях колдуны и знахари, а также члены тайных обществ (мужских и женских). Они бывают мужские, женские и детские, варьируют в зависимости от возраста и социальногостатуса в обществе и в целом ряде случаев могут обладать чертами самого носителя, то есть могут быть индивидуально узнаваемы. Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX в. стало высоко цениться в западной культуре, африканские мотивы легко прослеживаются в творчестве многих известных художников (Пикассо, Модильяни, Матисс).

Лицевая маска. Народ: Марка. Страна: Мали. Кон. XX в. Дерево, медь.

Лицевая маска. Народ: Марка. Страна: Мали. Кон. XX в. Дерево, медь.

Маски используются, в основном, в ритуалах обрезания и инициации (переход мужчин из одной возрастной группы в другую). На берегах р. Нигер применяются в ритуалах, связанных с рыболовством и земледелием.

Лицевая маска. Народ: Марка. Страна: Мали. Кон. XX в. Дерево, медь.

Лицевая маска. Народ: Догоны. Страна: Мали. Сер. XX в. Дерево.

Редкая маска. Однозначно использовалась в иерархических обрядах, связанных с демонстрацией власти и силы. Склонённая фигурка на голове маски означает почтение и смирение перед властью.

«Примитивизм» оказался настолько сложным и богатым, что подделать его, как оказалось, совсем непросто. Традиционные африканские общества представлены земледельцами, скотоводами и охотниками-собирателями. Обычно изготовление масок и скульптур достигает расцвета у земледельческих племён, что связано не только со сложностью структуры сообществ, возникающих верований и обрядов, но и с условиями жизни, прежде всего, с осёдлостью. У бродячих охотников-собирателей и кочевых пастушеских племён маски либо вовсе отсутствуют, либо создаются для одноразового использования, после чего выбрасываются или сжигаются. Изменение внешности достигается в этих культурах с помощью нанесения на лицо и тело различных природных красителей, замысловатых головных уборов из перьев и шкур, клыков и когтей животных, а также раковин.

В каждой африканской культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, форма глаз и бровей, носа и ноздрей, форма рта, ушей, наличие или отсутствие зубов, причёска, скарификация (расположение и форма лицевых шрамов и насечек), раскраска обычно позволяют достаточно точно установить её принадлежность тому или иному народу. Совершенно абстрактные изделия редки, хотя тенденция к абстракциям выражена, например, у догонов и игбо. У отдельных племён Восточной Африки подобные маски являются атрибутом прорицателей.

Типология африканских масок

Типы украшений варьируются от масок с более или менее узнаваемыми человеческими чертами (мужские, женские, очень редко гермафродитные – антропоморфные маски) до изображения разных животных (обезьяны, леопарды, антилопы, крокодилы, черепахи, рыбы, птицы и т.д. – зооморфные маски). Встречаются также экземпляры, сочетающие человеческие и животные признаки. Особенно интересны изделия, изображающие лицо в форме сердца; двуликие (маски-Янусы); многоголовые; маски, содержащие многофигурные композиции, например, в виде птиц или человеческих голов в орнаменте, а также с человеческими фигурами на голове животных и т.д. Интерес представляют и абстрактные произведения в виде раскрашенных плоских досок, обычно стилизованных под птиц и зверей.

Зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Очень часто звериные маски изображают крокодилов, хищных птиц и буйволов. Маскарадные танцы происходят в рыночные дни, во время инициаций и похорон, чтобы почтить предков и заслужить их благословение.

Маска-шлем. Народ: Чамба. Страны:Камерун, Нигерия. Нач. XX в. Дерево.

Маска-шлем. Народ: Чамба. Страны: Камерун, Нигерия. Нач. XX в. Дерево.

Эта маска символизирует дух буша. Выпуклая голова напоминает череп. Открытые челюсти принадлежат крокодилу, а сомкнутые рога – лесному буйволу. Маска связана с опасными силами. Мужская – обычно красного цвета, женская – чёрного. Эти маски используются в разных обрядах: обрезания, чествованиях нового вождя и похоронах. Они подчёркивают силу и опасности буша, а также связь этих сил с духами умерших.

Лицевая маска. Народ: Фанг. Страны: Габон, Камерун, Экваториальная Гвинея. Сер. XX в. Дерево.

Лицевая маска. Народ: Фанг. Страны: Габон, Камерун, Экваториальная Гвинея. Сер. XX в. Дерево.

Маски относятся к типу «нжил». Иногда они ярко раскрашиваются. Используются в различных обрядах, посвящённых охоте и переходам. Характерной чертой является наличие белого и чёрного цветов, вытянутое лицо.

Лицевая маска. Народ: Фанг. Страны: Габон, Камерун, Экваториальная Гвинея. Сер. XX в. Дерево.

Лицевая маска. Народ: Гуэре или Вобе. Страны: Либерия, Берег Слоновой Кости. Сер. XX в. Дерево.

Народы Гуэре и Вобе живут по соседству, их часто объединяют в одну группу Ве (в переводе – «забывчивые люди»). Несмотря на рога, высунутый язык, выпуклые глаза и общий «воинственный» вид, маска используется обычно на похоронах, а также для устрашения провинившихся членов племени.

Лицевая маска. Народ: Дан. Страны: Либерия, БСК. Сер. XX в. Дерево, каури, ткань, растительные волокна.

Лицевая маска. Народ: Дан. Страны: Либерия, БСК. Сер. XX в. Дерево, каури, ткань, растительные волокна.

Это женские маски, которые используются исключительно в церемониальных танцах. Изготовлены из твёрдого дерева, обшиты тканью и украшены каури. Одна из масок имеет высунутый язык, который очень характерен для изделий дан, и служит для общения с потусторонним миром.

Типологически маски можно разделить на несколько классов:

Лицевые – наиболее распространённый тип, встречается повсеместно.

Маски-шлемы (йоруба, маконде, луба) – обычно вырезают целиком из ствола дерева, после чего маска одевается на голову как шлем.

Налобные (гуро) – носят горизонтально, закрепляя на лбу ремешками. В этом случае лицо обычно закрывается тканями или растительными волокнами.

Маски-гребни (гуро, догоны и бамбара) – как правило, представляют возвышающийся горизонтальный гребень в виде головы или фигурки человека и животных.

Нательные (маконде) – маски, одевающиеся на тело. Обычно встречаются «беременные» женские маски с выраженным бюстом и выпуклым животом, которые предохраняют плод от влияния дурных сил.

Маски-доски (сенуфо, нафана) – имеют плоскую форму и стилизованы под разных животных, чаще всего, под птиц. Лицевые маски обычно привязывают ремешками к голове или удерживаются с помощью шарфа или пальмовых волокон. Все используемые маски этого типа имеют отверстия по краю для продевания ремешков. У некоторых изделий на тыльной поверхности прикреплена горизонтально палочка, которую танцор зажимает в зубах.

Авторы текста и фотографий: коллекционеры Бутовская Марина Львовна и Бутовский Руслан Олегович

Более полное описание значений африканских масок и ритуальных статуэток смотрите в энциклопедии «Искусство Африки»

Прикладное искусство. Африканские маски

Ритуальные маски народов Африки отличаются своей красочностью, и создаются они по жёстким канонам. Каждая из них тесно связана с конкретным божеством или духом, а также благоволит определённому событию, а значит и должна обладать соответствующим образом. Жители племён свято верят в то, что если ритуал, в котором участвовала новая маска, был проведён удачно, а результат оправдал все ожидания, это значит, что работа мастера, который есть почти во всех племенах, была одобрена древними духами. Считается, что после такого удачного обряда, маска получает сверхъестественные способности, которые недоступны обычному человеку, а также обретает душу. Часто маска «живёт» в специально отведённой для неё хижине, куда при необходимости могут прийти жители племени и обратиться за помощью. К образам духов и богов относятся всегда с должным уважением. Когда маска треснет, считается, что она покинула мир живых. Для неё организуются торжественные похороны, а дальнейшие образы для обряда будут созданы по её подобию. Эта тенденция будет сохраняться ровно до той поры, пока во сне мастеру не придёт видение нового «лица» маски.

Чаще всего основным материалом при изготовлении образа является дерево, лишь иногда за основу берётся слоновая кость. При этом второй материал предназначен для монарших особ.

Считается, что человек, который надевает маску для обряда, на некоторый промежуток времени вручает своё тело духу, который является её хозяином. Самому ритуалу зачастую сопутствует танец, способный ввести исполнителя в транс.

Поскольку каждая маска олицетворяет конкретного духа и определённый ритуал, существует великое многообразие этих образов, вот лишь несколько примеров:

• Полосатая маска. Этот образ предназначен для того, чтобы обрести поддержку со стороны духов предков, которые охраняют племя. Полосы на самой маске являются олицетворением преемственности поколений и помогают в решении давней проблемы между отцами и детьми.

Несколько веков назад функцию ритуальных масок исполняли карнавальные образы духов и божеств. Это было вызвано тем, что белокожие колонизаторы-христиане не понимали и не принимали ритуальные танцы аборигенов, а после и вовсе стали запрещать праздники на уровне закона. Разумеется, законы местных жителей не сильно тревожили, и они продолжали проводить обряды, однако прятали лица за карнавальными масками, на которых была яркая улыбка, а также не было обрядовой символики. Как итог, нарушители законов уходили безнаказанными, так как их было почти невозможно опознать.

В цивилизованном мире маски африканских племён являются познавательной и культурной ценностью. Прежде всего, внимание им уделяют различные коллекционеры, а также любители культуры Африки и искусствоведы в музеях.

Читайте также  Силуэт мама с ребенком рисунок
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector